Женщины в искусстве, биография Коко Шанель, увлекательная физика ‒ это книжные новинки нон-фикшн (непридуманные истории), с которыми ожидание солнечной весны становится приятнее.

В этом обзоре:

Анастасия Герасимова

Литературовед и арт-журналист.

Про книжки пишет, чтобы дать ответ на простой и одновременно сложный вопрос: «Что почитать?»

«Невероятные. Пятнадцать женщин, которые создавали искусство и историю»

Бриджит Квинн

Издательство: ArtHuss

(перевод с англ. Г. Праздник)

История искусства знала больше, чем пятнадцать невероятных женщин. Однако хроника и потребитель ‒ не одно и то же. Если вы не специалист, а просто любитель, скольких художниц вспомните, не обращаясь к Google?

Модель, любовница, жена, что стоит за художником-мужчиной и обыденными потребностями содержание семьи и мешает его гениальности, ‒ это стандартный набор ипостасей для женщины в искусстве.

Исключениями были разве что экзальтированные личности вроде Камилы Клодель или Жанны Ебютерн, чье безумие преподносилось выше за творческие достижения.

Американская журналистка и искусствовед Бриджит Квинн совершает попытку хотя бы немного выровнять чашу весов в пользу женщин, «которые создавали искусство и историю».

Благородное намерение иногда наталкивается на ощутимый недостаток информации о той или иной художницу, автор книги пытается компенсировать собственными переживаниями.

Получается немного в духе глянцевых журналов, когда журналиста становится больше, чем объекта его исследования.

Впрочем, попытки вписать себя в компанию выдающихся художниц ‒ слишком большое искушение, перед которым трудно устоять.

Бриджит Квинн выбирает довольно оригинальный список героинь, охватывая историю искусства от эпохи итальянского Возрождения до постмодернистского искусства.

Артемизия Джентілескі, Юдит Лейстер, Роза Бонер, Ванесса Белл, Луиза Буржуа, Сьюзен о’мэлли ‒ забытые и найденные имена, таланты, за которыми стоят ограничения и стереотипы.

Однако пример этих женщин доказывает, что свободу и творческий порыв не остановить, даже если у тебя четверо детей или обет перед Джексоном Поллоком.

«Вещи и люди. Эссе о потребления»

Вольфганг Шивельбуш

Издательство: Анетти Антоненко, Ника-Центр

(перевод с нем. А. Юдин)

Экскурс в философию с акцентами на физиологии с целью найти ключ к возникновению экономики производства и выяснить суть потребления.

Книга немецкого историка культуры Вольфганга Шивельбуша ‒ радость для читателей, которым нравится серьезный, но оригинальный подход к, казалось бы, несколько заезженных тем.

Мы хорошо знаем, как торговые центры и супермаркеты манипулируют нашим сознанием, заставляя покупать больше, но даже не догадываемся, что потребление ‒ это разрушение, в основе которой лежит «взаимная отдача».

По мнению автора, между товаром и потребителем постоянно происходит дуэль.

И даже тогда, когда человек убежден, что победила, начинается другой процесс ‒ ассимиляция.

Проще говоря, предметы приобретают черты живых существ и наоборот.

В подтверждение того, насколько эта связь тесная, Шивельбуш сравнивает кровообращение и экономический круговорот, возникновения этих понятий и их значение для науки.

Неожиданные мысли, парадоксальные утверждения, почтенные мужи (Платон, Гераклит, Гиппократ, Галилей, Гегель, Декарт, Маркс), присутствие которых придает необычайную научности ‒ все это составляет чрезвычайно яркую повествование, финал которой отнюдь не осуждает современное общество, потому что склонность к разрушению является неотъемлемой частью жизни и развития:

«Культура потребления товаров от окончания последней мировой войны сумела связать столько разрушительной энергии и удовольствия от разрушения, сколько это необходимо для сохранения этого исключительного в новейшей истории мирного состояния».

«Коко Шанель»

Анри Гідель

Издательство: Фабула

(переклал с фр. А. Колесникова)

Выдающаяся личность, гениальная модельер и упрямая бунтарка ‒ Габриель Шанель является одной из самых известных личностей ХХ века.

О ней написано десяток книг и еще больше статей, сняты художественные и документальные фильмы. Но Коко, как и при жизни, не перестает вдохновлять все новых и новых авторов на собственное высказывание о ней.

Анри Гідель, французский писатель, историк искусств, создал максимально полную и последовательную биографию невероятной женщины, которая благодаря своей энергии, дару убеждения и уверенности в себе изменила моду и представление о красоте.

Читая историю семьи Шанель, где у бабушки Габриель было девятнадцать детей, а у отца ‒ множество любовниц и полная власть над женой, в очередной раз согласишься к мысли, что талант развивается не благодаря чему-то, а вопреки.

Всю жизнь Коко стремилась забыть свое детство в нищете, воспитания в монастырях. Но без всего этого не было бы ее ‒ неуступчивой и упрямой.

Продвигаясь год за годом, повествование Гіделя ведет нас от дешевых кабаре и первых громких романов Шанель в ее намерения покорить Париж.

То, что Габриель удалось это сделать, стало следствием ее твердого убеждения, что женщины достойны сами определять, как они хотят выглядеть, и наконец должны посмотреть на себя собственными глазами, а не мужскими.

В этой книжке будет много любви, богемы, чуть ли не шпионских тайн… И главное ‒ она передает силу духа человека, которая при любых обстоятельствах отстаивала право быть собой.

«Да вы шутите, мистер Фейнман!»

Ричард Фейнман

Издательство: Наш Формат

(перевод с англ. М. Климчук)

Остроумная и искренняя автобиография выдающегося американского физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии, биолога, преподавателя-революционера Ричарда Фейнмана сочетает две удивительные вещи ‒ рациональное восприятие мира ученого, что может объяснить природу почти всех явлений на этой планете, и особый лирический сумм, корень которого, безусловно, в осознании Фейнманом того, что мир людей не идеален.

Несмотря на присутствие в тексте теоретической и квантовой физики, он получился достаточно легким. Секрет в том, что книга писалась по рассказам ученого, что дало возможность зафиксировать его живой ум и юмор без лишнего пафоса подведение итогов.

Называя себя «малокультурним антиінтелектуалом», Фейнман протяжении всего повествования стремится остаться таким себе простым парнем.

Он не причислял себя к гениям, которые только то и делают, что пытаются выдавить из себя открытие.

Один из разработчиков атомной бомбы вспоминает, как в детстве мысленно ремонтировал радиоприемники, как не знал, как вести себя на светских вечеринках в Принстоне, как, вдруг увлекшись биологией, просил в библиотеке «карту кота» …

Фейнман смеется, но становится серьезным, когда речь идет, например, о преподавании, которое он называет своей «движущей силой». Историй в этой книге действительно много. И все они ‒ о том, насколько важным является ощущение свободы в работе и жизни.

«Почему мы работаем»

Барри Шварц

Издательство: Vivat

(перевод с англ. Н. Гоин)

«Зачем мы выдергиваем себя каждое утро с кровати, когда могли бы проживать жизнь, составленное из самых приятных наслаждений событий?» ‒ этот вопрос хоть раз в жизни задает себе каждый человек.

По мнению американского психолога, профессора Барри Шварца дело не только в деньгах.

Удовольствие от работы мозга, ответственность, что дает свободу действий, совершенствование навыков и получение новых знаний ‒ все то, что оправдывает такую необходимую социализацию.

К сожалению, перечисленные выше характеристики являются редкостью. Осознавая это, автор книги пытается выяснить, «почему с развитием капитализма возникла такая модель восприятия работы, где возможностей достать нематериальное удовлетворение, которое, в свою очередь, будет мотивировать к лучшему выполнению этой же работы, стало существенно меньше или вообще не стало».

По приведенной в тексте статистике, 90% работников ненавидят свою работу. Шварц призывает обратить внимание на психологические, экономические последствия этой неутешительной ситуации.

Далее по тексту ‒ история и трансформация представления о работе от «теории вознаграждений» к «теории Y», размышления над тем, когда работу считают хорошей, объяснение, в чем разница между ней и «карьерой».

Барри Шварц не обходит вниманием и руководителей, которые настолько увлечены получением прибыли, что совершенно не думают об интересах своих работников.

Статистика статистикой, и исследователь призывает нас, людей другого тысячелетия, бороться со стереотипами в восприятии и организации работы, защищать свои интересы, быть более требовательными к себе и другим, чтобы «приобщиться к формированию такой человеческой природы, что станет образцом для подражания».