Лирика Владимира Сосюры сохранила для нас голос аутентично украинского, еще не измененного многочисленными переселенцами из российской глубинки и не загубленного неустанной пропагандой Донбасса.

Фактически украинский манифест советских времен «Любите Украину!» написал выходец из Дебальцево, который воевал за Украинскую народную республику.

Оттепель войны

В годы Второй мировой советская власть, столкнувшись с врагом не менее грозным, чем уничтожавшийся ней наш «буржуазный национализм», начала немного толерантнее относиться к проявлениям украинского патриотизма.

Тогда Сосюра и решился напомнить о любви к Украине, за которую боролся с оружием в руках.

Заговорить о том, что только с Украиной мы «будем вечны» и, что никакому врагу не удастся ее у нас отобрать.

Однако после победы над гитлеровской Германией украинский сопротивление, — и вооруженный, и политический, и культурный, — снова стал восприниматься в Москве как самая большая угроза.

Против Украинской повстанческой армии бросили отборные войска, против поэтов — проверенных бойцов так называемого идеологического фронта. Владимира Сосюру (как и многих других известных авторов) в конце сороковых обвинили в непростительные грехах.

Опасное прошлое

А ему и без того было что скрывать от пристального большевистской власти. Принадлежал к поколению «донецких пацанов», шахтеров, которые, потерпев невероятных лишений, пошли добывать лучшую судьбу же до петлюровских ряды.

Будущий поэт воевал в третьем Гайдамацком полку армии УНР.

На средства одного из его командиров, атамана Емельяна Волоха, вышла первая сборка донбасского начинающего «Песни крови». Впоследствии автор предпочитал о ней не вспоминать.

Цитируемое и перецитоване знаменитое Сосюрине объяснение: «И пошел я тогда к Петлюре, // Потому что у меня штанов не было. // Сколько нас, вот таких, под стены // От красной пули легло».

Здесь утверждается точка зрения тех, кто не хотел противопоставлять социальные и национальные проблемы. Кто не пытался отобрать «штаны» более состоятельного соседа по пресловутому принципу экспроприации экспроприированного, а построить государство, в котором каждый имел бы возможность честно доробитися к лучшей жизни.

После поражения УНР Владимир Сосюра, как и все, кто сосуществовал с победителями, пришлось переписывать собственную биографию, прятать концы в воду.

Душевные преобразования

Самообпльовування и самооправдание вызывали, разумеется, болезненные душевные язвы.

Появлялось удостоверенное в стихах неотвязное, болезненное стремление по крайней мере на идеологическом уровне расквитаться с бывшими товарищами по оружию и одновременно немного усыпить, втишити изнурительный липкий страх.

Прокламувати отречение бывших якобы ложных взглядов, вновь и вновь засвидетельствовать лояльность власти, с которой недавно воевал.

В сюжеты нескольких своих стихотворений поэт вводит эпизоды казни петлюровцев. Пишет даже поэму «ГПУ» — рассказ об охоте рыцарски безупречных чекистов на «бандита»-повстанца.

Она воспринимается как зазеркалье Сосюринои же биографии, только інтерпретованої с перспективы красного, большевистского лагеря.

«Много труда в ГПУ», — сочувственно констатирует рассказчик. А между тем петлюровец Владимир Сосюра как раз и был объектом гепеушного охоты.

Его приговаривали к смертной казни дважды. Один раз во время расстрела промахнулся денікінець. А второй раз юного уенерівського вояка пожалел и отпустил красный комиссар.

Публиковался и стихотворение, адресованное Евгению Маланюку, недавнему товарищу по оружию. Они оба дошли до Каменца-Подольского, последней столице УНР.

В автобиографическом романе «Третья Рота Сосюра вспоминал, как стоял на страже возле резиденции Симона Петлюры.

Здесь все должны сделать окончательный выбор. Сосюра вернулся на восток, Маланюк подался на запад, в эмиграцию.

И, став советским художником, первый обвиняет второго во всех смертных грехах и грозит страшной расплатой. Тогда появилась едкая эпиграмма:

Как в Петлюры был Сосюра,

Не трогал его Петлюра.

Как в Сосюры был Петлюра,

Расстрелял его Сосюра.

Прославляя «красную зиму», пролетарскую революцию и советскую власть, на первый взгляд признавая ошибочность своего политического выбора, поэт явно не добился взаимопонимания с самим собой.

По крайней мере за каждой мало-мальски благоприятной случаю брался переоценивать ценности, менять акценты и снова подчеркивать право человека любить свою родную землю и служить ей.

«Любите Украину!» — случай наиболее известный, но не единственный.

Автобиография

Владимир Сосюра протяжении всей жизни делал попытки написать автобиографию, рассказать хотя бы часть запрещенной правды о своей юности, об основаниях тогдашнего выбора.

Роман «Третья Рота» начал писать в 1926 году. Но от конца двадцатых цензурные преследования попросту невозможным любые упоминания о борьбе за украинскую государственность.

Вернулся он к рукописи 1942: произошла определенная печатная либерализация, да и сама угроза положения в первые годы войны заставляла, очевидно, к какому-подведение жизненных итогов, відвіювання чистого зерна от пыли и грязи.

Замысел снова пришлось отложить после критики «Любите Украину!»

Начатое в 1960 году публикацию немедленно запретили. Книжка вышла аж в 1988 году. Несмотря на вынужденные недомолвки, Владимир Сосюра встает таки человеком с украинской тожсамістю, верен выбору, сделанному в юности.

Читатели его любили прежде всего как певца любви.

Популярность Владимира Сосюры в двадцатые — тридцатые трудно переоценить!

Сам поэт охотно хвастался, что его книги девушки на ночь под подушки прячут. Он пишет романсову лирику, четверостишия, что прекрасно звучат под гитару.

Когда поезд в загромыхает,

Припомнятся снова мне

Звон гитары в лунные ночи,

Поцелуи и георгины грустные.

Ночи Донетчины

Эта песня о «ночи Донетчины синие» таки получила всенародную славу. И завершалась она уныло и просто, обращением к некогда дорогого и любимого: «Синие глаза у моей жены, а у тебя были голубые». Философия хоть не глубокая, но для романса таки подходящая.

Его лирическую героиню основном зовут Марией. Так звали и жену, с которой отношения складывались драматично и не всегда мирно, страсти перехлюпувалися через край.

Соседи, не выдерживая громких семейных ссор, иногда даже вызывали милицию. А в 1949 году Марию Сосюру арестовали за разглашение государственной тайны. И сослали в Казахстан.

Никакими средствами перевоспитания слишком независимых литераторов, как видим, не гнушались.

Владимир Сосюра утверждал, что в ту беспокойную, драматическую сутки «Любовь и Борьба» сплелись неразрывно. Искренность его показаний об эпохе в лучших стихах таки неподдельна.

Когда хотим понять, что происходит на востоке сейчас, должны осмыслить и опыт этого поэта.

Топография фронтовых сводок часто заставляет вспомнить биографию Сосюры: его родное Дебальцево, воспетый в стихах Лисичанск и Сватово.

Он здесь воевал за Украину.