Почему люди подписываются на Instagram-аккаунты виртуальных звезд
Они роскошно выглядят, у них тысячи подписчиков, на них охотятся популярные бренды. Но эти модели Instagram — не реальные люди, а цифровые существа. Многих фолловеров, однако, это не останавливает.
В апреле прошлого года в Instagram появилось фото неизвестной модели.
Необычная красота девушки — длинные ноги, безупречная темная кожа — сразу привлекли тысячи фолловеров. Пользователи сети со всего мира бросились искать, кто эта таинственная красавица, которая называет себя Шуду?
Британская модель Фату Сури заметила модель в Instagram, подписалась на ее аккаунт и отправила ей сообщение. В ответ Шуду также подписалась на страницу Сури @theafrounicorn, в общении она была приветливая и искренняя.
«Я подписываюсь на Instagram-аккаунты людей, которые меня вдохновляют, — говорит Сури. — И эта темнокожая модель была именно такой. Потрясающе красивое, совершенное тело и приятная личность».
Ранее в этом году бренд косметики Fenty Beauty, который принадлежит Рианне, разместил на своей странице фотографию Шуду с помадой SAWC невероятного оранжевого оттенка. Фото мгновенно стало вирусным.
И вскоре страница Шуду в Instagram достигло отметки в 90 тысяч последователей.
На это время, однако, тайну Шуду было раскрыто. Журнал Harper’s Bazaar выяснил: модель — не реальный человек. Этот образ с помощью компьютерной программы создал фэшн-фотограф Кэмерон-Джеймс Уилсон.
Уилсон говорит, что не собирался никого обманывать и что Шуду является «художественным произведением», который должен отметить красоту темнокожих женщин. Как отмечает фотограф, его вдохновляли супермодели, как Алек Век и Даке Тот.
Сначала Уилсон сомневался, представлять Шуду как реальную женщину или виртуальную модель. Но после того, как в ней появились тысячи подписчиков, модель стала «інфлюенсером» (популярным пользователем сети). Такие аккаунты активно используют модные бренды для продвижения своего товара на новых рынках.
Но этого в творческих намерениях Уилсона не было, и он решил рассказать миру, кем является Шуду самом деле.
Когда Фату Сури узнала правду, девушка была неприятно удивлена и разочарована. Она, однако, не отписалась от Шуду и продолжала следить за ее страницей через эстетическую ценность фотографий.
Она также продолжала отправлять ей сообщения, но теперь она знала, что от лица Шуду ей отвечает Уилсон.
«Как и у многих моделей, некоторые мои фотографии отредактированы, на некоторых из них я отличаюсь от себя настоящей. Поэтому в некотором смысле, это похоже на ситуацию с Шуду», — говорит Сури.
«Она такая совершенная, что я даже немного рада, что она ненастоящая!»
Виртуальный влияние
Шуду называют первой в мире цифровой супермоделью, но она — не единственный виртуальный інфлюенсер. Другая страница в Instagram под названием @lilmiquela принадлежит молодой женщине с веснушками, большими губами и темными волосами.
На своих фотографиях она демонстрирует одежду Prada, Chanel, Supreme и Vans. Пиарщик Мікели утверждает, что «виртуальная модель зарабатывает на сотрудничестве с модными брендами и дизайне одежды».
В феврале Vogue назвал ее «Виртуальной светской львицей». Но 872 тысячи фолловеров Мікели привлекают не только ее модельные фото.
С помощью своей страницы Микела привлекает внимание к социальным проблемам. Она является активисткой движения Black Lives Matter, который выступает против насилия в отношении чернокожего населения, и организации Black Girls Code, что способствует распространению технологического образования для девушек.
В прошлом году Лил Микела также выпустила сингл Not Mine, который стал вирусным на музыкальном сайте Spotify.
Все это размывает грань между действительностью и виртуальным миром, в котором она живет.
Комментарии на странице Мікели свидетельствуют, что ее поклонники не уверены, является ли она реальным человеком, или виртуальной.
Да и авторы аккаунта об этом молчат. Возможно, основой образа является реальная девушка, внешность которой відретушували с помощью компьютерной графики.
На мое предложение об интервью Микела радостью согласилась, ответив электронной почте: «Звучит клево!»
В интервью, которое состоялось через электронную почту, также приняли участие рекламный агент и менеджер Мікели. Один из них работает в компании Brud, основанной в Лос-Анджелесе, которая специализируется на робототехнике, искусственном интеллекте и их применение в медиабизнесе.
Я поставил Микеле вопросы, которые, я надеялся, заставят ее признать свой виртуальный статус.
Как вы создаете свою личность?
Микела: Наверное, так же, как и вы! Я постоянно учусь, моя личность формируется под влиянием обстоятельств и моего окружения.
Я увлекаюсь музыкой и искусством, и каждый день узнаю что-то новое о Лос-Анджелес. Думаю, переезд в этот город изменил мое мировоззрение и взгляды на то, что я могу сделать для общества.
Что вы думаете о «виртуальных знаменитостей»?
Микела: Уверена, что большинство звезд поп-культуры являются виртуальными! Очень жаль наблюдать за распространением фейковой информации и тем, как интернет-мемы влияют на демократическое развитие, но я думаю, что это как раз и свидетельствует о силе «виртуального мира».
Он формирует нашу реальность. Вот почему я использую виртуальное пространство, как Instagram, для содействия позитивным изменениям.
Очевидно, что Микела — или тот, кто говорил от ее лица, — не спешили с откровенными заявлениями, но фолловеров ее аккаунта это не останавливает.
«Микела привлекает меня не только художественной эстетикой, но и активной общественной позицией», — рассказывает один из самых горячих ее поклонников, 18-летний художник из Мичигана Энтони Рейес.
«Микела — это Микела, кто бы не стоял за ней. Ее много критикуют, но недовольные упускают важный момент. Несмотря на свою бешеную популярность, Мик внимательно относится к каждому своему почитателю».
По поводу того, что она — виртуальный персонаж, Рейєрс спрашивает, «а разве любой популярный блогер в Instagram не является виртуальным?».
«Вы знаете об их существовании только благодаря цифровым платформам, как Instagram, YouTube, Twitter и тому подобное», — добавляет он.
Как кто — то или что — то- привлекает внимание
Для тех, кто разделяет мнение Рейєрса, понятие влияния в соцсетях, кажется, имеет собственную ценность, независимо от того, является ли автор аканта реальной персоной или нет.
Такой подход поднимает философский вопрос о том, а что вообще является реальным, особенно если речь идет о социальных медиа.
Страницы знаменитостей или популярных блоггеров в соцсетях частично привлекают благодаря тому, что позволяют заглянуть в реальную жизнь человека, которым вы увлекаетесь или интересуетесь.
Но когда речь идет о социальных медиа, разве создаваемая ими реальность не сильно отредактированной?
Ваша страница в Instagram — это не вы, это — ваша цифровая версия
«Ваша страница в Instagram — фото, видео, комментарии на определенные темы — это не вы, это — ваша цифровая версия», — говорит Джастин Резвані, основатель и бывший гендиректор рекламного агентства TheApplify, которое выступает посредником между брендами и популярными пользователями соцсетей.
Резвані, который попал в список влиятельных молодых предпринимателей Forbes «30 Under 30», считает, что эпоха інфлюенсерів соцмедиа только начинается. И она все больше будет шириться в виртуальное пространство.
«Влиятельными блоггерами с сотнями тысячами фолловеров будут не реальные люди, а системы искусственного интеллекта», — говорит он.
«Под «влиянием» я понимаю, как некто (или нечто) будет зарабатывать на виду определенной аудитории в определенное время», — добавляет он.
Древний архетип
И все же идея виртуальной знаменитости, как Шуду и Микела, связана с гораздо более древним архетипом — куклой, считает Тебе Миллером, директор Института медиа и творческой индустрии при Университете Лоуборо в Лондоне.
С давних времен куклы играли важную роль в обществе: они были не только детской игрушкой, но и имели символическую силу в магических или религиозных ритуалах.
«Куклы — это способ олицетворить нашу сущность и передать ее в символической форме младшему поколению», — объясняет Миллер.
«Они являются более мощными за картинку или слова, они трехмерные и легко привлекают внимание ребенка».
Вильсон, который «оживил» Шуду с помощью 3D-моделирования, описывает свое творение похожим образом.
«Я воспринимаю ее как манекен. Я могу менять ей позы и выражение лица, — говорит он. — Это похоже на игру с куклой, Барби, которую можно переодевать».
Для модных брендов такой хайтек-манекен открывает интересные возможности. Его, или ее, можно поместить в любую ситуацию и нарядить в любую одежду.
Вильсон уже получил немало предложений, в частности от ювелирного бренда, который хотел бы получить Шуду для рекламы сережек.
Некоторые другие предложения реализовать немного сложнее. Как, к примеру, идею снять Шуду в рекламе косметики, которую высказала Тамека Смолл, специалист по уходу за кожей и владелица компании Majik Hands Dayspa.
Смолл поразил идеальный цвет лица модели. Но потом узнала, что Шуду не живой человек.
Впрочем, некоторые маркетологи не верят в успех виртуальных інфлюенсерів.
«Возможно, это сработает для некоторых брендов, но с влиянием реального человека такой проект все равно нельзя сравнить», — говорит Джордано Контестабіле, гендиректор компании Bloglovin’, которая выступает посредником между брендами и інфлюенсерами среднего уровня с количеством подписчиков до 500 тысяч.
«Человеческий фактор является очень важным в маркетинге, — добавляет он. — Заставить кого-то подписаться на аккаунт — это одно, а создать эмоциональную связь, это — совсем другое. Это очень трудно сымитировать».
Поскольку виртуальные существа становятся все более убедительными, эксперты предупреждают, что отличить реальность от фейка будет все труднее.
Может ли это стать проблемой? Психологи отмечают, что неуверенность в том, является ли кукла человеком или неодушевленным предметом, вызывает странные эмоции. Похожие ощущения возникают и от наблюдения за виртуальными блогерами.
Недавний комментарий к одному из сообщений Мікели подытоживает эту мысль: «Очевидно, это — фейк, но за ним стоит реальный человек, поэтому относитесь к ней уважительно».
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.
Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.
***