«А ты совсем не похож на гея» — что такое мікроагресія

Усмешка реплика, пренебрежительный комментарий, неуместный вопрос — с проявлениями скрытой дискриминации некоторым людям приходится сталкиваться ежедневно, тогда как сам агрессор часто даже не осознает, что его поведение является оскорбительным.

«Могу ли я поговорить с вашим боссом?» — руководительницы компании.

«Ух ты, мужчин не часто увидишь в этой профессии!» — мужчине, который работает медбратом.

«А ты совсем не похож на гея!» — представителю ЛГБТ, который пришел в вашу компанию на стажировку.

«Итак, откуда вы?… Нет, я имею в виду, откуда вы на самом деле?» — коллеге с другим цветом кожи в преимущественно «белом» офисе.

«А кто вы по национальности?» — человеку смешанной расы.

Добро пожаловать в мир мікроагресії. Это — брошенный мимоходом вопрос, комментарий или действия, которые заставляют других людей чувствовать себя неудобно.

Постепенное накопление таких случаев приводит к низкой самооценке жертвы мікроагресії, отчуждение и, в конце концов, проблем с психическим здоровьем.

Такое поведение также создает довольно токсичную атмосферу в офисе.

Впрочем, решить этот деликатный конфликт вполне возможно, независимо от того, вы сами страдаете от такого поведения коллег, или это вы и есть тем самым бессознательным агрессором.

Что такое мікроагресія?

В отличие от откровенно агрессивных высказываний, мікроагресія часто не имеет целью обидеть человека, хотя именно это и происходит в действительности.

Скрытое предубеждение может выражаться не только в словах, но и в действиях. Каких-то мелких деталях поведения, которые посторонний зритель не то что не назовет обидным, а то и вообще не заметит.

К примеру, не сесть с кем-то рядом в вагоне метро.

Или прервать коллегу во время совещания. Или считать, что человек одной с вами расы обязательно говорит на том же языке, что и вы, или наоборот — не говорит на вашем языке, только потому что является представителем другой расы.

И также глазеть на кого-то, чья внешность отличается от вашей.

Это заставляет человека, которая становится объектом такого поведения, чувствовать себя непохожей, странной, не такой как все, такой, кого, возможно, стоит опасаться.

«Когда студент говорит мне: «Доктор Сью, мне очень понравилась ваша презентация, и, кстати, у вас — замечательная английская», я всегда отвечаю: «Спасибо, надеюсь, что так, я родился в США», — рассказывает Дералд Винг Сью, профессор психологии и образования из Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Он — американец азиатского происхождения, который родился в Портленде в штате Орегон.

Действительно мікроагресія вредит?

На первый взгляд, проблема может показаться высосанной из пальца.

Кто-то скажет, что мікроагресія — это следствие раздутой до абсурда политкорректности, что она приводит к атмосфере чрезмерной осторожности в общении или способствует «культуре віктімізації».

«Я понимаю людей, которые говорят «ну сколько уже можно плакаться, посмотрите на реальный мир». Единственное, чего они не понимают, это каков этот реальный мир для человека с другим цветом кожи», — отмечает Сью .

Этот студент, который сделал доктору Сью комплимент по поводу его английского, был уверен, что говорит ему что-то приятное.

Но такой комментарий, на самом деле, бессознательно намекает, что Сью, несмотря на то, что он является американцем, — аутсайдер.

А поскольку доктору Сью приходилось неоднократно слышать такие замечания в течение всей своей жизни, они заставляют его чувствовать себя иностранцем в своей родной стране, говорит мужчина.

В этом и заключается проблема с мікроагресією: это ощущение инаковости накапливается медленно, как снежный ком.

Уппала Чандрасекера, директор общественной политики в Канадской ассоциации психического здоровья в Торонто, говорит, что «стороннему наблюдателю реакция на мікроагресію часто кажется неадекватной».

«Почему он так разозлился? Это была лишь шутка или комплимент». Но человек реагирует не просто на то, что произошло сегодня. Она реагирует на то, что происходит в ее жизни на протяжении не одного месяца или даже года.

«Мы всегда помним, когда впервые подверглись дискриминации, — говорит Чандрасекара. — Это болезненный момент, и впоследствии наше сознание вытесняет его. Но в следующий раз, когда мы чувствуем предвзятое отношение к себе, наша психика реагирует автоматически».

Скрытая дискриминация со временем накапливается и приводит к стресса и тревоги в лучшем случае, или наркотической и алкогольной зависимости — в худшем.

Как противостоять мікроагресії?

Как вести себя, когда вы попадаете в такую ситуацию или стали ее свидетелем на работе?

«Лучшее, что вы можете сделать, как сторонний наблюдатель, это признать, что дискриминация случилась» , — говорит Чандрасекера.

Никто в нашем обществе не застрахован от предрассудков относительно расы, пола или сексуальной орієнтаціїДералд Винг Сью, профессор психологии и образования

«Человек в такой момент чувствует себя очень одиноко. И реагирует слишком эмоционально, потому что это, наверное, случилось в ее жизни впервые».

«Спросите, все ли у нее хорошо и не хочет ли она об этом поговорить», — советует специалист.

Если жертвой мікроагресії стали вы, доктор Сью рекомендует ответить агрессору таким образом, чтобы разоружить его и одновременно дать понять, что он сделал не так.

Как, к примеру, ответ доктора Сью студенту о том, что США является его родной страной.

Доктор Сью специализируется на расизме и мультикультурных отношениях и говорит, что никто в нашем обществе не застрахован от предрассудков относительно расы, пола или сексуальной ориентации».

Если кто-то упрекнет вам, что ваш комментарий является оскорбительным, не становитесь сразу в оборонительную позицию и не реагируйте эмоционально. Выслушайте терпеливо, спросите, какие именно слова или действия обидели человека.

«Очень важно, чтобы каждый из нас осознал свои предубеждения. Когда они становятся явными, их легче преодолевать», — добавляет он.

Важным шагом является также создание онлайн-платформы, которая позволит высказаться всем, кто постоянно испытывает незаметного влияния мікроагресії.

2010 года такой сайт появился. Это — Microaggression Project.

По последним подсчетом, на сайте зафиксировано более 15 тыс. случаев скрытой дискриминации, которой подверглись участники проекта.

«Среди них — представители практически любой маргинальной группы западного общества, как расовые меньшинства, женщины, ЛГБТ-сообщества, социально-экономические классы, мигранты и инвалиды», — пишет один из основателей проекта Дэвид Чжоу.

«Мы пытаемся сделать так, чтобы эти голоса были услышаны и чтобы опыт этих людей стало известно как можно больше».

А что должна сделать ваша организация?

По мнению Чандрасекери, работники, которые страдают от мікроагресії, как правило, не реализуют себя на 100% и склонны пропускать работу.

Поэтому HR-отделы должны серьезно относиться к жалобам сотрудников по поводу таких случаев, а не отмахиваться от них, считая, что человек слишком близко восприняла невинный комментарий.

Чандрасекера также отмечает, что в Канаде ежедневно более 500 тыс. работников не выходят на работу из-за проблем с психическим здоровьем. Она признает, что постоянное ощущение унижения на работе является проблемой психического здоровья.

Чжоу добавляет, что мікроагресія влияет на «все этапы профессионального развития-от приема на работу до продвижения по службе, и охватывает абсолютно все профессиональные области».

К тому же для многих людей мікроагресія не ограничивается офисом. И хотя это слово было занесено в Оксфордский словарь только в 2015 году, сама проблема не является новой.

«Представители социальных меньшинств всегда чувствовали ее проявления, даже если и не знали специального названия для нее», — добавляет он.

«В процессе определения своего места в обществе они постепенно осознают значение этих случаев, что свидетельствует о том, что явление мікроагресії является вполне реальным», — заключает Дэвид Чжоу.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Поделиться