30 апреля исполняется 170 лет со дня рождения Александры Ефименко — первой в Российской империи женщины-историка, которая получила докторскую степень и звание профессора, автора блестящих учебников по истории Украины, активной деятельницы харьковской Общины.

Судьба этой невероятно одаренной женщины — неопровержимое свидетельство того, что даже обстоятельствам, которые кажутся совершенно непреодолимыми, всегда можно противостоять.

Но позарез нужно ответственность перед своим талантом, перед Божьим даром поставить выше житейские искушения и невзгоды.

Из Сибири до Украины

Украинский выбор сибирячки Александры Ефименко (девичья фамилия — Ставровская) определило большое и неизменчивой любви продолжительностью в целую жизнь.

Рожденная на Севере, в суровом Архангельском крае, сформирована как человек русской культуры, совсем юной встретила политического ссыльного с Украины Петра Ефименко.

И с тех пор его родина стала родной и для нее. Это муж ввел ее в круг собственных научных интересов. Женившись неблагонадежным гражданином империи, не имела права продолжать преподавательскую деятельность. Поэтому сосредоточилась на работе в архивах, активно печаталась.

Быстро завоевала авторитет в научных кругах, в частности основательной трудом «Крестьянское землевладение на крайнем Севере».

Но когда супруги вернулись, преодолев многочисленные бюрократические запреты, в Харьков, молодую исследовательницу захватывает украинская стихия.

А история Украины становится профессией и страстью.

В Харьковском университете в конце ХІХ века была хорошая школа. Александра Ефименко сразу же приобщилась и к труду в местной Общине.

Охотно читала публичные лекции в библиотеке, увлеклась Григорием Сковородой. В более поздних публикациях много внимания сосредоточила на деятельности и творчества представителей харьковской школы романтиков.

Своим учителем Ефименко считала корифея отечественной историографии, одного из основателей Старой киевской громады и громадовского движения в целом Владимира Антоновича.

Было что-то общее даже и в самих обстоятельствах их «обращения» в новую веру.

Антонович отрекается от своей польской тожсамості и заявляет в знаменитой «Исповеди» об обязанности служить той земле, где выпало вырасти и сформироваться.

Россиянка Ефименко также в охотку выбирает украинскую идентичность.

Скромная харьковская квартира Єфименків выполняла роль обаятельного интеллектуального салона и даже несмотря на очень скудное меблировки и нехватки самого необходимого. Архангельское ссылки повлекло тяжелую болезнь Петра Савича.

Поэтому содержать большую многодетную семью должна была самостоятельно. Мужа в шутку называла своим «архивариусом». Он помогал подбирать материалы для ее исследований, занимался комментированием, классификации.

Бытовые хлопоты, неурядицы, болезни, безденежье всем этом Александра Ефименко сумела противопоставить свою крицеву волю и установку на творческую самореализацию, желание сбыться, а ее разноообразить в повседневные.

Углубление в историю

Буквально за несколько лет она становится первостепенной специалистом по истории Украины. Охотно публикуется на страницах журнала «Киевская старина». Журнал издавала Старая киевская громада, редактором был ее неформальный «гетман» Владимир Науменко.

Идеи Александры Яковлевны в этот украинофильский контекст вписывались вполне органично. Успешной стала ее книга 1891 года «Малороссийское дворянство». Занималась историей городских братств.

Во времена после Эмского указа запрещающего подобные культурные акценты были наиболее эффективными, в том числе и с оглядкой на цензуру. Ведь братства в ХV — ХVII века. возникли как религиозные и культурно-просветительские организации, в частности и в защиту православной веры против католической экспансии.

К тому же значительная часть громадовцев, среди них и Владимир Антонович, вообще считали культурной деятельности необходимой основой любых социальных изменений.

Украинофилы занимались образовательными проектами, писали популярные книги о выдающихся украинских деятелей для распространения среди крестьянства.

Это и были те зерна, из которых прорастал государственническая идеология, формировалось мировоззрение уенерівського поколения.

В 1896 году она победила в конкурсе на лучший учебник истории Украины. И в дальнейшем популяризация истории оставалась для нее неизменно важной.

Умела писать просто, владела блестящим стилем, безупречно зрівноважувала фактаж и обобщения.

В 1907 году ее пригласили преподавать в Петербург. Лекции Александры Ефименко на Высших Бестужевском женских курсах (женщинам еще не разрешали учиться в университетах, и сеть курсов стала такой себе параллельной системой образования) собирали огромные аудитории.

Она умела говорить эмоционально и доходчиво, не уступая при том глубиной анализа. Активно печаталась в солидных столичных журналах. А после занятий спешила домой, боясь уже не застать мужа живым.

Бессонные ночи змучували, но лекции, работа с людьми ее скорее вдохновляли энергией, чем утомляли.

Успешная карьера и трагическая смерть

В 1910 году Харьковский университет по представлению Высших Бестужевском женских курсов присваивает ему степень доктора истории. Сразу же приобретает и должность профессора.

Празднование 40-летнего юбилея его научной деятельности стало настоящим триумфом. Ее сравнивали с самыми выдающимися женщинами эпохи.

Первая русская революция сделала возможной отмены Эмского указа. Оживилась издательская и образовательная деятельность. А с провозглашением украинского государства сразу встала проблема преподавания национальной истории.

Действительно, не по старым же україножерськими учебниками было учить молодежь! Подданные новообразованной государства совсем не знали своего прошлого.

И то речь шла не только о крестьянстве, но и об интеллигенции, которая получила образование в имперских школах и университетах, по книжкам, где об Украине речь шла в лучшем случае на нескольких страницах.

Александра Ефименко быстро подготовила учебник по истории Украины для средних и начальных школ.

В феврале 1918 отправила рукопись в Харьков академику Дмитрию Багалею. И сама покинула Петербург. Курсы закрыли, работы больше не было, контуры будущего вырисовывались смутно.

Вместе с дочерью Татьяной, поэтессой, египтологом, Александра Яковлевна возвращается в Украину. Надеялась снова работать в Харькове.

Двое женщин обитающие на далеком хуторе Любочка на Харьковщине. Казалось, здесь легче переждать штормовые порывы революционных событий. Однако в ночь с 17 на 18 декабря к ним в дом пришли с обыском.

Вооруженные мужчины допытывались якобы, не скрываются в доме дочери местного старосты. Мать и дочь убили прямо в их дворе.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.