О Михаила Грушевского как историка, политика и государственного деятеля известно много. А вот каким он был в семейном кругу? Кто были те женщины, которых Грушевский любил, или к которым имел романтические чувства?

Увидеть, как жила семья Грушевских, очень легко. Стоит посетить мемориальные музеи Грушевского во Львове или в Киеве.

И не только мемориальные вещи рассказывают о частной жизни. Узнать о интимные переживания Грушевского можно с его сохраненного переписки, дневников за отдельные годы, воспоминаний.

«Менторка и нравственная воспитательница» Анна (Нина) Ямпольская

В мае 1885 года в Тифлисской мужской гимназии по случаю тысячелетия кончины святого просветителя Мефодия устроили «кирилло-мефодиевские парада».

Лучшему гимназисту — учащемуся 7 класса Михаилу Грушевскому — поручили выступить с рефератом. Выступление 18-летнего юноши был настолько ярким, что привлек внимание Анны — сестры его товарища Владимира Ямпольского.

Анна (или, как ее называли в семье, Нина) Ямпольская была на несколько лет старше Михаила. Воспитанница Харьковского института благородных девиц взяла на себя миссию «облагородить и витончити» личность «бурсака» Грушевского.

В доме Ямпольських, где молодежь организовывала различные забавы, гимназист стал частым гостем. Между молодыми людьми началась дружеская переписка.

Анна, как впоследствии вспоминал Грушевский, выступала в роли его «менторки и морального воспитательницы». А он взамен учил ее украинского языка и заинтересовал украинской литературой.

Очевидно, влюблена в Михаила девушка мечтала о браке с ним. Но мечтам сбыться не суждено. Грушевский в 1886 году поступил в Киевский университет, а Анна осталась на Кавказе.

В 1893 году Ямпольская переехала в Киев, при посредничестве Грушевского принимала участие в деятельности Старой общины, помогала ухаживать за больным Александром Кониським.

В 1909 году она некоторое время была даже официальным редактором-издателем газеты «Деревня», которую издавал Грушевский.

Переписка Михаила и Анны продолжалось много лет — сохранилось 55 писем Михаила к Анне и 183 ее ответа.

«Волшебный образ» Елены Марковской

Осенью того же 1885 году в Тифлис на гастроли приехала оперная труппа. Заядлым посетителем оперных спектаклей вместе с другими гимназистами стал и Михаил Грушевский.

Не в последнюю очередь это произошло через Елену Павловну Марковську. Она исполняла партию Микаэлы в опере «Кармен» и, как вспоминал потом Грушевский, была «хорошей и поставною девушкой, темной шатенкой, с карими глазами, украинского типа».

Вскоре Михаил познакомился с артисткой во время ежегодного благотворительного концерта, который устраивали в гимназии.

Вместе с организатором концерта Жоржем Еристовим Грушевский приглашал на концерт оперных артистов, среди которых была и Марковская.

Михаил стал пажом при высокой даме от искусства»: он привез певицу на концерт, отвез ее домой, вручил букет.

Несколько раз бывал у нее дома, заводил разговоры о украинский театр и музыку, украинский литературный движение.

В ответ Марковская посылала Грушевскому либретто опер, в частности тех, что ставились труппой, — «Риголетто» Дж. Верди, «Гугеноты» Дж. Мейербера.

Влюбленный Михаил подарил артистке на память несколько книг, в частности повести Юрия Федьковича и петербургское издание «Кобзаря» в красивой оправе.

Чувства, которые охватили 19-летнего парня, запечатлелись в его любовной лирике.

Оперный сезон закончился, труппа уехала. О своих чувствах Михаил Елене Павловне так и не сказал. Хотя до конца жизни помнил запах яблок, сладко пахли в сенях дома, в котором жила Марковская…

«Симпатии» Мария Волк-Карачевская и Ирина-София (Арина) Шухевич

С начала 1890-х годов профессорский стипендиат Университета св. Владимира Михаил Грушевский стал зачащати к дому старогромадівця Василия Вовка-Карачевського.

Атмосфера, царившая в семье, была ему близка по духу. Вместе с Василием и Марией — детьми В.Волк-Карачевського — Грушевский много общался, посещал театр.

Долго думал, жениться с Марией. Идею иметь Грушевского за зятя поддерживали и родители Марии. Не сложилось.

Переехав в 1894 году во Львов и возглавив кафедру всемирной истории с отдельным обзором истории Восточной Европы во Львовском университете, профессор Грушевский сблизился с видными галицкими семьями.

Одной из наиболее близких ему стала семья этнографа Владимира Шухевича.

Юная Ирина-София Шухевич (в семье ее звали Орысей) была красавицей. Она имела прекрасный голос, прекрасно пела. Грушевский просто не мог не увлечься ею и посвятил ей несколько романтических стихов.

«Товарищ искренний, умный и добрый» Мария Вояковська

В конце концов, избранницей Михаила Грушевского стала Мария Сильвестровна Вояковська.

Они познакомились во Львове — профессор и учительница. Мария была дочерью греко-католического священника из Скалы над Збручем (сейчас — Скала-Подольская). После окончания Львовской учительской семинарии работала в городе.

В марте 1896 года Грушевский письменно объяснился «панне Марине»:

«Думаю, что для Вас не тайна моя симпатия к Вашей личности. Я должен знать, могу ли строить на ей большие надежды. Я виславляв Вам свои взгляды на сие дело: симпатия нуждается обопільності, а к тому обоюдного доверия и уважения…

Я не люблю играть в красивые слова и оставляю моем поступуванню и делам свидетельствовать за меня… Ищу товарища искреннего, умного и доброго, сотрудника в работе общественной, чтобы жить с ним душа в душу…».

Мария отвечала взаимностью. В мае того же года Мария Вояковська и Михаил Грушевский поженились в Скале. В июне 1900 года родилась их единственная дочь Екатерина.

Они не ошиблись друг в друге. Маринца, как ласково называл Грушевский жену, была с ним до конца, в радости и в горе.