Скажи мне, какова твоя одиночество.

Вынужденной, беспросветной, которую сопровождают страх, тревога, торопливые поиски кого-то, кто был бы рядом? Или она добровольная, терапевтическая, креативная? Необходима для переосмысления каких-то событий, познания себя и окружающего мира, творение чего-то?

Об авторе

Елена Савинова, психолог

Окончила КНУ имени Тараса Шевченко по специальности «Психология».

Работала психологом в Киевской городской клинической психоневрологической больнице №1 в отделении кризисных состояний.

Специализируется на психологии межличностных отношений, кризисных состояниях.

Скажи мне, и я скажу, кто ты.

Свет из чужого окна

Уже само то, как вы называете свое состояние, когда находится в одиночестве, и что чувствуете при этом, имеет значение.

Для вас это ужасное пребывание в вакууме, покинутость, ненужность — а гармоничное уединение, во время которого приходит понимание, кто мы есть в этом мире и для чего?

В последние несколько десятилетий, когда брак чем дальше, тем менее необходимый для выживания женщин и мужчин, все больше людей сознательно или неосознанно решают жить отдельно.

Когда это сознательно — понятно. Другое дело — так называемые латентные отшельники. Которые в силу разных обстоятельств живут единолично, но жалуются на тяжелую и несправедливую судьбу. Хотя живется им, на посторонний взгляд, часто лучше, чем тем, у кого дом — полная чаша.

Вечерами, когда выпадает свободная минутка, Светлана, 38-летняя замужняя мать двоих детей, любит забегать к соседке Ольге. Чтобы попить чаю и поговорить ни о чем.

А еще — чтобы просто побыть хоть некоторое время в покое. Ведь ее ребята часто ссорятся между собой, человек их разнимает, одновременно следя за футбольным матчем. А мама, которую они на зиму забирают из деревни, в другой комнате смотрит не менее шумный сериал.

Немного старшая Ольга живет сама. У нее всегда убрано, на нарядной кухне — цветы, которые она регулярно покупает. Пахнет свежезаваренный чай. Да и сама хозяйка всегда ухоженная, в модном домашнем наряде.

Она также радуется визитам соседки — хоть есть с кем словом перекинуться. Ведь работает в научной библиотеке, где не очень и порозмовляєш. Усаживаясь на диване, уставшая Светлана не раз засыпала под знаком Ольгин монолог.

Башня из слоновой кости

Потому что о чем бы не начинала рассказывать соседка, все, как всегда, сводится к тому, как плохо, что она одинока. И хотя Светлана иногда в мыслях с радостью бы поменялась с Ольгой местами, она, как положено, ее утешает и утешает.

Но хоть какой вариант преодоления одиночества не предлагала бы соседка — переехать к сестре, ответить, наконец, взаимностью Николаю, родить «для себя» или усыновить ребенка, работать волонтером там, где кто-то нуждается в человеческом внимании, Ольга и слушать не хочет.

Она отвечает привычными штампами: родственников лучше любить на расстоянии, жить лучше самой, чем с первым попавшимся. Имеет в виду не только Николая, но и вообще всех мужчин, которые ей попадались, что-то предлагали, но оказались недостаточно принцами.

Детей надо рожать самой — продолжает Ольга. Помогать людям у нее нет ни сил, ни желания. Потому что она же не солнце, всех не обогреет. А добрыми делами известно куда дорога вымощена.

Как выглядит, женщина, хоть и сетует на судьбу, за любую цену не хочет впускать никого в свою жизнь. И что-то в нем, вполне комфортном, менять. Наоборот, она ревностно оберегает свое одиночество. И через собственные комплексы и общественные штампы запрещает себе так думать.

Если ей и нужно что-то поменять, то это отношение к пребыванию в одиночестве. Воспринимать одиночество как дополнительный ресурс для познания и развития личности. А не как недостаток чего-то, чем ее несправедливо обделены.

Роскошь общения с собой

Почему же принято считать одиночество наибольшей карой, а человеческое общение чрезмерно идеализировать?

Большинство людей под давлением стереотипов воспринимают жизнь в одиночестве как поражение, неудачу. Поскольку мы нацелены на успех, а здесь не можем поставить себе «зачет» — следовательно, страдает самолюбие. Сюда же можно отнести чувство вины за то, что не оправдали ожиданий. Родителей в частности и общества вообще.

Ощущение покинутости, отверженности, второсортности возникает у многих, стоит им хоть на короткое время оказаться без пары. Оно толкает на поиски любых поверхностных знакомств, только бы «отвлечься» от черных мыслей.

Но если вы не научитесь слышать себя, радоваться простым вещам и делиться этой радостью с другими, вам будет одиноко даже в большой семье. Вы постараетесь жить интересами детей, жены или мужа, чтобы не остаться с собственной душевной пустотой, которая нікуде не исчезнет.

Кто-то отождествляет одиночество со скукой. Это, как правило, люди, не слишком склонны к рефлексии и самопознанию, которые настроены в основном брать, чем давать. Когда же они оказываются наедине с самими собой, даже тишина для них — невыносимая. Им нужны внешние підразники, регулирование жизни, стойло.

Поскольку одиночество — это всегда испытание свободой, которая предполагает прежде всего свободу выбора, такое состояние вызывает растерянность. И желание снова за кого-то «уцепиться», чтобы не чувствовать того бремени необходимости принятия решений.

И по словам Виктора Франкла, «Человек должен быть сама. Лишь в одиночестве она понимает, что не одинока и никогда такой не была».

Не бойтесь уединения, цените его как возможность лучше понять себя.