9 самых громких новинок Книжного Арсенала
30 мая начнется седьмой Международный фестиваль «Книжный Арсенал».
Анастасия Герасимова
Литературовед и арт-журналист.
Про книжки пишет, чтобы дать ответ на простой и одновременно сложный вопрос: «Что почитать?»
Планируется, что к нему присоединятся около 200 украинских писателей и 100 гостей из 31 страны мира.
Более 150 издательств и нишевых проектов представят свои лучшие новинки, а дизайнеры, иллюстраторы, художники — выставочные проекты.
Продлится действо до 3 июня в Мыстецком Арсенале.
Которые нынешние новинки не можно обойти вниманием?
Украинская литература
Серые пчелы
Андрей Курков
Издательство: Фолио
Идеальный с гуманистической точки зрения сочинение про войну на украинском Востоке, и в то же время текст, который не выбивается из привычной читателю стилистики автора.
Андрей Курков в очередной раз рассказывает историю маленького человека, но и большого мира, который спрятан в каждом из нас.
Писатель проговаривает очень сложные темы, которые еще много лет нівечитимуть украинское общество, как то разделение на своих и чужих, виновных и героев.
Центральный персонаж книги ‒ Сергей Сергеевич, житель войны. Вдвоем с давним врагом Пашкой они остались в «серой зоне», поселке, который из-за боевых действий покинули все остальные.
Они не хотят бежать, да и некуда. У Сергеевича, так его будет называть автор на протяжении всего текста, еще и пчелы остались.
Он их любит, бережет как символ мирного прошлого, в котором была семья. Уважение односельчан, деньги и невероятное событие ‒ визит губернатора Донецкой области, который приезжал спать на ульях.
Между Сергеем и Пашкой нет явного конфликта, хотя ясно, что первый симпатизирует украинским военным, а второй поддерживает сепаратистов.
Гораздо хуже есть опасность, что стала обыденностью, злость, затмила здравый смысл. Со всем этим Сергеевич сталкивается, когда выезжает из поселка, чтобы «выгулять» своих пчел, дать им отдохнуть от обстрелов.
Путешествие приводит его в Крым, где Сергей видит горе крымских татар…
Получается так, что куда бы он не ехал, повсюду в стране встречает боль, которая контрастирует с живописными пейзажами, потребностью любви и мира. И что еще удивительнее, Сергеевич решает вернуться обратно, потому что там его ждут, там есть ощущение дома ‒ то, что вселяет в человека веру в лучшее.
Новости
Андрей Войніцький
Издательство: Фабула
Дебют в большой прозе, который дает надежду на то, что в современной украинской литературе станет на одного автора качественных романов больше.
И хоть первый блин не сошел на нет, чувствуется, что Андрею Войніцькому есть над чем работать. Но с начала про сам текст.
«Новости» ‒ городской криминальный роман о бурный жизни в Харькове 2000-х годов. Его главный герой, он же рассказчик, Даниил Кисленко ‒ журналист местного информационного агентства.
Как-то по редакционному заданию он оказывается на судебном слушании резонансного дела. На вечеринке от передозировки героином умирает дочь влиятельного депутата и миллионера Наташа Штос.
Главным подозреваемым является среднестатистический харьковский гопник Руслан Захарченко. От первых слушаний становится понятно, что он ‒ козел отпущения. Так кому же была нужна смерть жизнерадостного девушки-мажорки?
По стечению обстоятельств Даниил становится частью причудливого мира наркотиков, ночных клубов, драк футбольных фанатов, знакомясь и становясь другом фигурантов дела темной Штос.
Кисленко, сам того не подозревая, разоблачает «оборотней в погонах», которые контролируют оборот наркотиков в Харькове. Ясно, что ничего хорошего все это журналисту не предвещает…
«Новости» Андрея Войніцького имеют увлекательный сюжет, эту книгу будет интересно читать тем, кто формировался в упомянутые выше годы, помнит салаты из «Мивины», наступление гламура и пропасть между его носителями и остальными украинского общества.
Кроме нескольких фактологических неточностей, которые можно считать тонкостями авторского замысла, хотелось бы более четкой финализации линии убийства Наташи Штос, которым автор явно уступил спасения своего главного персонажа от неминуемой смерти в лесу под Харьковом.
Июньская ливень
Тимофей Гаврилов
Издательство: Анетти Антоненко
Проза Тимофея Гаврилива возвращает читателя в литературные времена, когда ценился поток сознания, мысли, закрученные в плотный клубок, тексты, в которых больше экзистенциальных поисков, чем сюжетных поворотов.
«Июньская гроза» ‒ произведение, ритм которого убаюкивает, заставляет погружаться в собственные параллельные мысли и воспоминания о тех временах, когда «ліверний пирожок делал все стерпнішим».
Эта книга обо всем на свете и о ком-то одном, о чувства, знакомые каждому, и переживания, о которых не принято говорить вслух.
Детство, взросление, отцы и дети, память, человечность, любовь, обида, разочарование… в конце концов, «человеческая жизнь зсукане непринятых решений».
Об этом в той или иной форме, но неотступно, говорится в книге Гаврилива. Всем своим существом она призывает остановиться, отдышаться и подумать над вопросами, которые вышли из моды, но не потеряли своей важности для создания человека, что не только потребляет, но и думает: «Разве убивать, лукавить, быть трусливым, коварным, изменчивым ‒ не человеческое так же, как творить, мечтать, надеяться?»
«Июньский ливень» можно разобрать на цитаты, можно читать в несколько попыток, можно оставлять на десерт после тяжелого рабочего дня как лекарство против глупства и сплошных упрощений.
Ее сюжеты будут близки многим читателям, даря невероятное удовольствие от умения автора в привычном найти философскую глубину.
Переводы
Жизнь за жизнью
Кейт Аткинсон
Издательство: Наш Формат
Представьте, что вам очень нравится книга, вы в восторге от того, как автор описывает персонажей, как точно передает атмосферу Великобритании между двумя мировыми войнами. Но финал романа не такой, как вам бы того хотелось. Что делать? Расстраиваться?
Отнюдь. Читать следующую часть «Жизнью за жизнью», потому что в ней непревзойденная Кейт Аткинсон заново моделирует события, которые уже произошли, дает шанс персонажам исправить ошибки или наделать других.
Эти вроде путешествия во времени, отмотки пленки событий вспять ‒ прием не новый, но в прозаїкині он достигает вершины мастерства.
Одна из самых популярных английских писательниц, Аткинсон пишет тексты, которые дарят эстетическое наслаждение, построенную на игре как с читателем, так и с художественными особенностями произведения.
Итак, в центре романа «Жизнь за жизнью» Урсула Тодд. Именно ей суждено иметь столько судеб, на сколько хватило фантазии автора произведения.
Она рождается 11 февраля 1910 года и… умирает. Затем снова наступает тот самый день. Урсула рождается и шагает по детству, но его история снова обрывается.
Так постепенно, но очень динамично и захватывающе Аткинсон готовит читателя к тому, что ему следует следить те связи, которые есть в каждой части произведения, самому выбирать, где лучше поставить точку.
Любовники, неудачный брак, Лондон в войне, покушение на Гитлера ‒ перед Урсулой будет стоять выбор, сделать так или иначе, а перед читателем ‒ возможность поразмышлять над тем, какими неслучайными в этой жизни есть случайности.
Автобиография Элис Б. Токлас
Гертруда Стайн
Издательство: OK Publishing
Книга, которая принесла выдающемуся модерністці славу и критику, без нее никак.
Псевдобіографія любимой женщины Ґертруди Стайн, написанная ею самой же, рассказывает о богемный мир Парижа той эпохи, когда искусство менялось с молниеносной скоростью.
Точнее, о трех гениев, которых стрела путешественницы из Сан-Франциско в своем новом жизни в Старом мире. Ими были Гертруда Стайн, Пабло Пикассо и Альфред Вайтгед.
Первое, что бросится вам в глаза, ‒ это грамматика и пунктуация книги. В писании с ошибками Стайн тоже была одной из первопроходцев. Этот излюбленный прием писателей-модернистов смущал читателей, которые привыкли относиться к книге как к своду правил, а не произведения искусства.
Современники Стайн замечали, что писательнице удалось полностью передать стиль речи и мышления своей подруги. На первый взгляд может показаться, что разговоры с «женами гениев» Элис, ее нехитрые размышления о работы Ренуара, Піассо или Сезанна является легким стебом и иронией со стороны Стайн.
Впрочем, автор не имела целью критиковать свою подругу. Это сочинение открыло завесу, которая закрывала от лишних глаз людей, которыми многие восхищались.
Проще говоря, Стайн, описывая подробности взаимоотношений с художниками, впустила в свой салон не только тех, кто ей нравился, но и тех, кто был готов заплатить за это деньги.
Выход «Автобиографии Элис Б. Токлас» значительно улучшил финансовое состояние Стайн, хоть и вызвал критику со стороны Хемингуэя и Матисса.
Осень в Пекине
Борис Виан
Издательство: Вавилонская библиотека
Книга для гурманов и сторонников мятежного прозы Бориса Виана.
В оригинале роман «Осень в Пекине» вышел в 1947 году, доказав, насколько писатель опережал свое время, используя приемы и смыслы, которые будут характерны для литературы постмодернизма.
Метанаратив, трансверсальність и еще несколько «страшных» слов литературоведы употребляют, характеризуя этот текст. Виан поместил в него ссылки на свои предыдущие произведения, чтобы чтение было еще более разнообразным.
В романе получим немало персонажей, которые будут задавать ему комично-абсурдное тональность.
Относительно осени и Пекина, то здесь снова придется вооружиться глубинным прочтением текста, ибо только так можно понять, что его название ‒ это символ пустоты и бесполезности, а еще слэнговое метафора послевоенного Парижа, который страдал бед бессмысленности бюрократии.
«Осень в Пекине» ‒ история путешествия в пустыне Екзопотамії, которая начинается с того, что Амадіс Дюдю не смог сесть на автобус, чтобы приехать на работу, Клод Леон приобрел изящную оружие еґалізатор, а Анжель захотел потанцевать с Рошель и Анной… сойдутся Ли их сюжетные линии, они будут строить замок из песка, чтобы убежать от реальности?
Стоит позволить тексту Бориса Виана звучать в вашей голове, чтобы он раскрылся в нужной интерпретации.
Нон-фикшн
Огонь и ярость внутри Белого дома Трампа
Майкл Вуллф
Издательство: Книголав
«Дональд Трамп ‒ Дональд Трамп, хоть бы как вы пытались его подготовить». Все, что написано в этой книге, вы знали еще тогда, осенью 2016-го, но не думали, что можно безнаказанно написать откровенно и без купюр о действующего президента.
Уровень шума, который подняла книжка Вулффа, ‒ это показатель состояния свободы слова в стране, степени невмешательства власти в том, как ее трактуют.
Но это лишь одна сторона дела. Другой ‒ интриги, подковерные игры, портрет Трампа, которого автор описывает специфической, но человеком. Сочетание того, что на поверхности и в глубине этой книги, и сделало из нее мировой хит, что в первые же дни продаж в США стал бестселлером и был переведен на десятки языков.
Стоит понимать, что это не ироничный памфлет, а довольно сложное чтиво для тех, кто интересуется мировой политикой и не будет казитися через количество ссылок и примечаний.
Сначала книга была задумана как рассказ-хронику о первые сто дней администрации Трампа, но, по словам Майкла Вулффа, события развивались очень быстро, они нуждались в фиксации, ведь влияли не только на США, но и весь мир.
Журналист провел более 200 интервью с самим Дональдом Трампом, а также представителями его администрации, хоть потом официальный Белый дом назвал «Огонь и ярость» сплошной ложью.
Вулфф повествует о свои восемнадцать месяцев рядом с теми людьми, которые «прилагают все усилия, чтобы выяснить для себя, что значит работать на Дональда Трампа».
Неоднозначная, откровенная, эта книга, как ни странно, стремится к объективности, ведь только с ее помощью можно преодолеть растерянность, которую и до сих пор испытывает страна с президента-шоумена.
Пройти сквозь стены
Марина Абрамович
Издательство: ArtHuss
Марина Абрамович ‒ знаковое имя для современного искусства.
Ее перформансы прошли путь от провокации до классики, а сама Марина ‒ от той, кого спасло искусство, к духовной наставнице.
Когда автобиография «Walk Through Walls» вышла в США, на книжку ждал теплый прием вместе со шквалом критики и обвинений в неполиткорректности, расизме и тому подобное.
Впрочем, в книге столько неосторожных фраз, лучше просто принять ее такой, какой она есть, ведь любые шаблоны и правила ‒ это не про Абрамович.
Читая «Пройти сквозь стены», не раз будут возникать противоречивые ощущения: чем является эта книга?
Устройство не поддерживает воспроизведение мультимедийных файлов
Уязвимость и доверие: перформанс Марины Абрамович в Киеве
Вполне понятной для зрелого человека попыткой зафиксировать прошлое, оставить себя еще и в таком физическом воплощении, ведь перформанс ‒ действо временное, такая себе промо-художественная акция, построенная на осознании собственной значимости? Возможно, все вместе.
Марина Абрамович начинает свой рассказ с раннего детства. На протяжении всей книги она будет уделять особое внимание отношениям с матерью, которая воспитывала из девочки «настоящего партизана», била, контролировала, но способствовала увлечению Марины искусством.
Тут и Фрейда не надо, чтобы понять, откуда корни экспериментов Абрамович с болью и физическими возможностями тела.
О своем взрослении автор пишет как о пути угнетения и страданий. Спасением стало искусство и обучение в художественной Академии…
Дальше будет немало событий, людей, мыслей и эмоций. Все это вместе имеет магнетический эффект, когда не можешь оторваться, не дочитав до последней страницы.
Homo Deus. За кулисами будущего
Юваль Ной Харари
Издательство: Book Chef
Homo deus ‒ человек, который возвысился над животным уровнем борьбы за существование и начала продвижение до уровня богов.
По мнению Юваля Харари, израильского историка, преподавателя, писателя, мы с вами стоим на старте этого удивительного перехода.
Описывая его этапы, например, изобретение способов продлить человеческую жизнь и молодость лет так до 150, автор не просто фантазирует, а приводит реальные научные разработки, параллельно размышляя, как такие глобальные изменения будут влиять на семейные или общественные связи.
Автор уверяет: нами не будут руководить работы, скорее всего, люди научатся совершенствовать себя с помощью машин, и процесс этот будет вполне органичным.
Что интересно, книга, которая позиционируется как труд о будущем, косвенно повествует о том, что настоящее, с преодоленными или контролируемыми эпидемиями болезней, реалиями, при которых людей, страдающих от лишнего веса, в мире больше, чем тех, кто страдает от голода, прогнозируемыми войнами, является едва ли не лучшим периодом существования цивилизации.
Но перед тем, как дотянуться до богов, стоит вспомнить, чем наш вид отличается от других животных, как он завоевывает мир, как развился в сложную систему взаимоотношений, которые существуют на грани экзистенциальной неопределенности и потенциальной всемогущества.
Харари создал многослойный текст, в котором история переплетается с футурологией, социологией, философией, релігієзнавством, экономикой. Его мысли неожиданные и увлекательные, это лабиринты предсказаний и предостережений, через которые пройдет именно тот, кто достоин называться Homo deus.
Хотите читать самые интересные материалы о книгах? Подписывайтесь на Facebook-страницу Книги года BBC