Он не предатель, просто жизнь значительно дольше, чем любовь. Это явление, с которым мы сталкиваемся довольно часто. Настолько, что ему даже дали определение — серийная моногамия.

Крепкие, но непродолжительные

Только не пугайтесь слова «серийная». Это не имеет ничего общего с серийным убийцей, например. Хотя прежние или, как они себя часто называют, брошенные жены так не считают.

У меня много клиенток, которые десятилетиями не могут простить своему Николаю или Романа, что оставили их с детьми и ушли к другим. Хотя вроде все было так хорошо. Они даже не ссорились никогда.

Об авторе

Елена Савинова, психолог

Окончила КНУ имени Тараса Шевченко по специальности «Психология».

Работала психологом в Киевской городской клинической психоневрологической больнице №1 в отделении кризисных состояний.

Специализируется на психологии межличностных отношений, кризисных состояниях.

Время объяснить, что такое серийная моногамия. И кем считать тех, кто к ней склонен — мерзавцами или слишком порядочными, чтобы всю жизнь обманывать жен.

В последнее время такие прочные, но непродолжительные браки встречаются все чаще, особенно в развитых странах. Вероятно, как ответ на различные свінгерські и другие полигамны практики, распространенные в прошлом веке.

Люди хотят серьезных отношений с одним и тем же партнером, женятся, рожают детей, заводят любовников или любовниц. Вроде бы все идеально.

Но через некоторое время кто-то из супругов (а может и оба) решает, что брак себя исчерпал.

Неинтересно, все уже сказали, пережили и почувствовали. Нет сексуального влечения. По крайней мере, такие причины я слышала от клиентов.

Поэтому люди честно говорят об этом и расстаются. Потом женятся (или не женятся) вновь. Создав новую семью, так же хотят быть единственными, и не ищут приключений на стороне.

В серийных браках обычно продолжают поддерживать отношения с предыдущими партнерами.

Общаются между собой старые и новые жены, дети от разных браков, которых может быть несколько за жизнь.

Тех же, кто не хочет «дружить» или по крайней мере нормально воспринимать бывших-будущих, считают отсталыми, культурно невежественными или психически неуравновешенными.

Идиллия от безысходности

Так было со многими и раньше. Но покинуть семью (речь шла прежде всего о муже) считалось невозможным.

Или за то, что она бы физически не выжила без кормильца (в давние времена).

Или страх, что выгонят из партии за аморальное поведение и карьера полетит к черту.

Кого-то «держали стены», то есть просто физически не было куда пойти. Ведь квартиру давали одну на всю жизнь, и не на одно поколение.

Поэтому отец семейства заводил себе любовниц, и все были довольны.

Правда, случались казусы — когда жена выводила непутевого повесу на чистую воду.

Но то было даже весело: кипели страсти, требовались признания, произносились слова раскаяния и уверения — что больше никогда. В конце концов, наступало бурное примирение.

Одна знакомая рассказывала, что ее дедушка, председатель колхоза в советские времена, любил заходить к молодиц, которых после войны много осталось без мужчин.

Он сам был ранен в ногу, поэтому ходил с палочкой, подбитым снизу специальным гвоздем — для прочности. А поскольку сельские дороги тогда в основном не были асфальтированными, его ковинька оставляла на грунте характерные следы.

И вот в один не прекрасный для него день, когда дорога была влажной после дождя, ее тогда еще достаточно молодая бабушка со скалкой пошла по следам и нашла своего неверного мужа в какой-то местной Свахи.

Конечно произошла классическая сцена обращения падкого до чужих женщин мужа на путь семейной жизни. Но никто и не думал расходиться.

«Лучше бы он гулял!»

«Пусть бы он себе гулял потихоньку, — едва сдерживает слезы 37-летняя Марина, от которой год назад ушел муж, но она все еще не может дать себе с этим рады. — А он, вишь, честным оказался. Сказал, что встретил другую, а меня обманывать не хочет. Потому, мол, очень уважает. Но не любит!»

Потом Марина еще долго вспоминает, как ее бывший уговаривал ее выйти за него замуж, и потом признавался в любви, дарил цветы.. Но все реже.

Жизнь стала рутиной: работа, совместный ужин, телевизор. Яркими событиями за восемь совместных лет было разве что рождение дочери и две поездки — в Турцию и Египет.

Но женщина воспринимала это нормально — все так живут.

Марина хотела «нормальной», как она говорила, семьи — как у ее родителей, дедушки с бабушкой, которые по шестьдесят лет жили душа в душу.

Но в ее Петра, вишь, оказались другие взгляды на жизнь. За это она считала его предателем, возмущалась, что так подло с ней поступил, и запрещала видеться с ребенком.

Правда, дочка уже сама ходила к папе в гости, общалась с братом — сыном папиной новой жены. Эта идиллия очень злила Марину. О том, что человек — не является собственностью, а у каждого человека своя жизнь, женщина и слушать не хотела.

«Почему я должен вести двойную жизнь? — спрашивает Сергей, который, вероятно, можно считать типичным приверженцем серийной моногамии. — Да, я имею уже третью жену. Потому что отношения с двумя предыдущими просто закончились. Хотя мы общаемся, детей я обеспечиваю, женам оставил квартиры. Не хочу я бегать от жены к любовнице. Это вульгарно и непорядочно».

Также мужчина добавил, что вполне осознает, что третья, намного младшая жена может уйти от него сама, и что он в конечном итоге может остаться один.

«Но я по крайней мере проживу жизнь честно и с любимыми, хоть и с разными», — говорит он.

Привычка жениться: откуда она?

Сторонников спринтерского любовь не надо путать с патологическими любителями сходить налево. Это две разных жизненных философии.

Любители адюльтера воспринимают его как некую игру, тогда как первые — настроены серьезно. Просто их хватает не надолго.

Одна из причин — слишком большие ожидания от партнера. Когда отпала необходимость мужу приносить в дом мамонта, дрова или воду, а жене — стирать, шить, и даже уже и готовить, партнеры начали ожидать друг от друга каких-то необыкновенных качеств.

Проще говоря, поняв, что в быту могут спокойно обойтись сами, мужчины и женщины стали более требовательны к отношениям.

Тем более, что отовсюду мы только и слышим, что отношения должны развиваться, личность так же.

Поэтому жена, если она больше не отягощена домашними делами, должна быть всегда красивой, приветливой, много читать, учиться.

А муж все время ее куда-то приглашать, устраивать праздники. И — чуть не забыла — к тому добавляется зажигательный секс.

Иначе совместная жизнь становится неинтересным, следовательно ненужным.

Кроме того, сейчас все выбирают партнеров себе в основном сами, без участия семьи, как это было раньше. Итак, чувствуя себя хозяином собственного, хоть и неправильного выбора, мужчина или женщина однажды решают его изменить.

Еще одна тенденция — преобладание психической сферы над эмоциональной и индивидуальной жизни над коллективным.

Если ранее брались во внимание такие «архаизмы» как «стыдно»,» что люди скажут»и «как в глаза смотреть», сейчас эти аргументы мало кого волнуют.

Главное — логично все объяснить, решить финансовый и жилищный вопрос. И чтобы хватило средств обеспечить новую семью.

Это проявление общего кризиса брака и свидетельство того, что выросло внутренне свободное поколение, которое не понимает, зачем врать или ограничивать свою жизнь какими-то условностями.