Почему некоторые части нашего тела не имеют смысла, а прямая походка вредна

Трудно найти животное без рудиментарных или ненужных частей тела: атрофированных глаз, отпавших крыльев или молочных желез у самцов.

Это – «подарок» далеких родственников, которые эволюция будет терпеть или в случае необходимости повторно использовать , — например глаза кротов, скрывающиеся за складками кожи, крылья пингвинов, которые они применяют вместо пловцов, или крылья насекомых, превратившихся в так называемые жужальцы — органы равновесия.

Однако ученые находят все больше» лишних органов и у человека.

К примеру, часто возникает вопрос — зачем людям подбородок? Какое предназначение этого, казалось бы, не слишком важного элемента нашего лица?

Или почему мочеиспускательный канал (уретра) у мужчин проходит через центр простаты, функция которой никак не связана с мочеиспусканием? Из-за своего анатомического расположения, простата с годами подвержена воспалительным процессам. В этом нет никакого смысла, кроме того, что до недавнего времени мужчины просто не доживали до такого недуга.

Еще один пример – аппендикс.

Как свидетельствуют недавние исследования, он может иметь определенные преимущества, связанные с иммунной системой, или служить резервуаром хороших бактерий в случае появления инфекций. Но существовало множество потенциальных анатомических решений, которые были бы более эффективными и менее болезненными, чем этот червеобразный отросток в животе, который сейчас только создает проблемы.

 

«Ваше тело — это, по сути, музей естествознания!» — сказал эволюционный антрополог Дорса Амир.

Возьмем, например, мошонку. Она есть у самцов многих млекопитающих, включая человека, и играет важную роль в охлаждении яичек для оптимального производства сперматозоидов. Однако у многих млекопитающих, в частности, слонов, даманов, муравьедов, дюгонов, слоновых землероек и златокротов, яички расположены внутри тела, где они значительно менее уязвимы. Так что мошонка нужна, но не обязательна.

Еще одна эксцентрическая особенность – скрытая овуляция. Считается, что день овуляции – лучший период для зачатия. Однако в человеческом мире самцы не замечают этого момента в отличие от умных бабуинов, путешественников, шимпанзе и бонобо, чьи самки во время овуляции выделяют специфические запахи, а их гениталии набухают и меняют цвет. То есть даже самый тупый самец животного рано или поздно поймет, когда нужно выполнять свой долг, тогда как людям это не свойственно.

Для нас и некоторых других видов, таких как серебристый лангур из Юго-Восточной Азии, овуляция происходит скрыто. Все это вызывает чувство неуверенности у самцов, которые не знают, был ли половой акт успешным.

Список эволюционных странностей можно продолжать.

Если вы можете шевелить ушными раковинами, как слоны, это означает, что у вас есть ненужные мышцы в ушах.

Как правило, все мы имеем копчик – остаток хвоста, который передали нам наши предки-приматы.

А боль в нижней части спины – своеобразная расплата человечества за прямохождение, поскольку наибольшая нагрузка ложится на поясничный отдел позвоночника, который несет основную тяжесть массы человеческого тела.

Прямохождение изменило физиологию и геометрию скелета человека

Переход человека к прямохождению начался от четырех до семи миллионов лет назад. Он привел к морфологическим изменениям в скелете. Вес тела теперь опирается на одну ось и разгружает обе ноги. В результате позвоночник искривляется, а позвонки испытывают избыточное давление. Нервы и мышцы перестроились, но недостаточно для того, чтобы предотвратить радикулит, грыжи и плоскостопия.

И после всех этих усилий люди большинство времени проводят, сидя за столом или в машине.

Так зачем это было нужно?

Этот вопрос действительно сложнее, чем кажется. Говорят, вертикальное положение тела улучшило гибкость и позволило нам бегать на длинные дистанции.

Мы можем ходить, бегать, лазить и переходить реку вброд. Это вполне может быть правдой, но факт остается фактом: на просторах саванны остальные животные — почти все четырехлапые и пока вполне неплохо справлялись. переносить еду и детей. Но стали ли мы двуногими, чтобы освободить руки, или, возможно, наши руки освободились, потому что мы стали двуногими? Раньше считали, что ранними орудиями труда умели пользоваться только наши предки — представители рода Homo. Но найденные в 2011 году на севере Кении грубые каменные орудия, датированные 3,3 миллиона лет назад, поколебали эту теорию.

Эти инструменты появились раньше Homo — у самых ранних членов нашей эволюционной ветви — гомининов, отделившихся от других приматов примерно семь миллионов лет назад.

Это были животные, у которых было немного. общего с нами, пожалуй, того факта, что уже в те далекие времена они, как и мы, ходили на двух ногах.

Four legs bad, two legs good? Подпись к фото,

Почему приматы перешли на прямохождение?

Тогда возникает другой вопрос: почему сначала появились технологии, а потом двуногость? Что является причиной и следствием?

За вертикальный ход мы заплатили высокую цену собственным здоровьем, поэтому она, пожалуй, того стоила, иначе наши предки ее бы не выбрали.

Наиболее распространенная гипотеза утверждает, что прямохождение обеспечивает лучшую терморегуляцию.

Когда виды, обитавшие между лесами и пастбищами, осваивали открытые солнечные места, у них была серьезная проблема с поддержанием температуры тела в определенных физиологических пределах. И это особенно касалось мозга, который плохо переносит перегревание.

Чтобы держать температуру тела под контролем, наши предки, вероятно, решили уменьшить площадь воздействия солнца.

Параллельно с этим они потеряли мех и получили большее количество потовых желез. Так возникла эффективная система охлаждения, которая не позволяла температуре тела сильно повышаться даже во время длительного бега. Однако несмотря на несомненные преимущества, переход к прямохождению длился четыре миллиона лет и был очень непростым.

<p Одним из примеров, который это доказывает, является ардипитек – двуногая обезьяна, жившая на северо-востоке Эфиопии 4,4 млн лет назад.

Новые данные позволяют уверенно интерпретировать ардипитека как переходное звено между общим предком человека и шимпанзе (жили около 7 млн ​​лет назад) и появившимися около 4 млн лет назад австралопитеками.

Ардипитек жил в лесистой местности (но не в непролазном лесу), был всеяден и передвигался по веткам на четырех конечностях, опираясь на ладони, а по земле — ногами.

К тому времени это была самая умная стратегия для тех, кто еще не стал отважным охотником, но оставался лакомым добычей хищников.

Современные бабуины и многие другие приматы делают то же самое.

которая начинается с героического «спуска с деревьев» для покорения саванны.

Только в начале существования рода Homo мы стали полноценными двуногими.

The transition to bipedalism generated negative consequences in all0 every part of the bodyПодпись к фото,

Переход к прямохождению негативно повлиял на почти все части тела

Прямохождение также считают причиной тяжелых родов у женщин.

Проблемы с деторождением начались еще у самых ранних членов нашей эволюционной ветви – гомининов.

Вертикальная осанка заставила их скелет измениться — он вытянулся, и это сказалось на форме таза.

У большинства приматов родовые пути являются относительно прямыми. У гомининов они вскоре заметно изменились. Бедра стали уже, а родовой канал искривился.

Таким образом, уже на рассвете нашей истории младенцам гомининов приходилось вертеться и вращаться, чтобы протиснуться сквозь родовые пути. Это очень усложнило процесс рождения.

Но вскоре ситуация ухудшилась еще больше.

Около двух миллионов лет назад наши предки гоминины снова начали меняться. Они потеряли обезьянообразные черты и стали более похожи на современных людей. Их тело еще немного вытянулось, руки укоротились, а мозг заметно увеличился. И эта последняя черта стала прежде всего плохой новостью для женщин.

Эволюция, кажется, начала противоречить самой себе. С одной стороны, таз женщин должен был сузиться, чтобы они могли передвигаться на двух ногах, с другой — у младенцев, которых они вынашивали, увеличилась голова, усложняя процесс прохождения сквозь и без того узкие родовые пути. Роды превратились. на невероятно болезненное и потенциально опасное дело, которым они и остались до сих пор.

Однако переход к прямохождению негативно повлиял на почти все части тела.

Поскольку люди должны носить весь свой вес на ногах, ступни, колени и суставы испытывают сильные нагрузки, которые могут привести к истиранию и дальнейшему разрушению хрящевых тканей.

Живот под действием силы тяжести оттесняется вниз, провоцируя склонность к грыжам и смещениям.

Эволюция привела к тому, что челюсти человека стали значительно короче и слабее, чем у человекообразных обезьян. Мы уже сейчас страдаем этим: зубам тесно, между ними забивается еда.

Мимические мышцы достигли своего апогея в развитии у человекообразных обезьян. У людей они менее развиты, потому что они могут передавать эмоции словами. Совершенно очевидно, что в будущем победит именно вербальная, а не мимическая информация.

Археолог Андре Леруа-Гуран был прав, говоря, что история человечества началась с великолепных ног, а не с больших умов. С этими ногами мы стали мигрирующими приматами, с сильным чувством любопытства и без сдерживающих нас границ.

Поделиться