Блог историка. Памятник Богдану: сквозь империю и сталинизм — в символы Киева
130 лет назад в Киеве установили памятник Богдану Хмельницкому.
За это время монумент пережил неоднократную смену политических контекстов вокруг себя, попадал под угрозу уничтожения и переноса, и все же остался стоять в центре столицы и стал одним из узнаваемых ее символов.
Каким он мог быть: Польша, Русь и царь восточный»
Идеи о том, что такой памятник нужен, высказывались с 1840-х годов.
Как пишет украинский историк Александр Кучерук, первым, кто предложил отметить фигуру гетмана, стал российский генеральный консул в Ломбардо-Венецианском королевстве Василий Фрейганг. В докладной записке на имя графа Алексея Орлова под названием «О славянстве» 1844 года Фрейганг говорил, что памятник нужно установить в Переяславе и изобразить на нем Хмельницкого, который испробовал папскую тиару, турецкий бунчук и польского орла. Таким образом фигура гетмана должна была стать олицетворением имперского величия России.
Конечно, для этого были определенные основания. Так называемый период Хмельнитчины можно трактовать по-разному, но результатом его стало вхождение украинских земель в 1654 году в состав Московского царства, хоть и на условиях автономии.
Самой первой была идея установить памятник в Переяславе Хмельницком
И все же, пожалуй, идея освободительной борьбы, которая связана с именем гетмана, не импонировала имперском дискурсові, поэтому быстрого ответа Фрейганг не достал.
Императору Александру II докладывали о необходимости установки такого памятника в 1851 году, а через восемь лет эту идею снова повторил профессор университета Святого Владимира Владимир Максимович в письме известного российского историка Михаила Погодина.
Еще через год, в 1860 году, разрешение на установку монумента наконец поступил из Петербурга.
Комитет по устройству памятника Богдану Хмельницкому возглавил Михаил Юзефович, известный историк и председатель киевской археографической комиссии.
Юзефович пригласил стать автором скульптуры Михаила Микешина. В проекте Микешина в честь тысячелетия России в Великом Новгороде, который незадолго перед тем получил первый приз, частью архитектурной композиции была как раз фигура Хмельницкого.
Работа по подготовке продвигалась медленно. Только в 1869 году скульптор представил на рассмотрение императора рисунок будущего памятника, а еще через три года отлил его в бронзе и привез в Киев, предоставив его к рассмотрению горожан в Мариинском парке.
Проект производил противоречивое впечатление. Фигуру гетмана был изображен с рукой, что высоко держит булаву и указывает ею на врага, а под копытами коня помещена тела ієзуїта, накрытого польским флагом, и еврея-арендатора, а со скалы, на которой стоит гетман, падает тело польского пана. Под скалой фигуру гетмана поддерживают кобзарь и фигуры «великоросса», «малоросса», «білороса» и «червонороса». На скале было написано: «Сгинет Польша, сгинет, а Русь будет господствовать».
Несмотря на распространенные полонофобські и шовинистические настроения среди имперских чиновников в то время, первая версия памятника все же показалась неуместной. Известный русофил Николай Ригельман отмечал тогда, что хотя евреи и поляки и униженные в империи, они все еще ее частью, поэтому эти фигуры нужно убрать. Михаил Юзефович в письме к киевскому генерал-губернатору писал, что такая композиция — это уже излишество.
Прислушавшись к критике, скульптор Микешин в 1874 году представил новый проект памятника. В нем он убрал фигуры тел и оставил одного поляка, что с поломанной саблей падал под копыта коня. Изменили также и надпись — убрали упоминание о Польшу и отметили стремление к «царя восточного, православного».
Окончательный вариант: к чему здесь Эмский указ и киевское подворье?
Подготовка проектов памятника совпала по времени с усилением антиукраинской политики в Российской империи.
После Эмского указа 1876 года Микешин еще раз переделал свой проект. Теперь гетман не указывал рукой воинственно вверх, а направлял ее в даль.
Александру ІІ показалось, что, поборов Польшу, Хмельницкий может призывать к борьбе против Москвы. Вместо булавы новый проект теперь предусматривал стяг с двуглавым орлом, а вторая рука гетмана была поднята для принесения присяги русскому царю.
Местные и столичные власти отказались финансировать строительство монумента.
Деньги для строительства собирали по подписке (аналог современного краудфандинга). По одной из версий граждане настолько боялись в это время выразить свою привязанность к личности гетмана-освободителя, что собранных средств хватило только на главную конную фигуру и побежденного поляка.
Уже готовый монумент еще раз показали Александру II, и он приказал оставить только гетмана на коне, а фигуру поляка уничтожить.
Готовый монумент перевезли в Киев в 1880 году, но еще почти восемь лет она хранилась во дворе одного из административных зданий.
Уничтожить нас, например, памятники Николаю i и Александру II, а металл использовать для изготовления пушек и денег. На памятнике Хмельницкому имели только изменить надписи.
Впоследствии открытия памятника удалось включить в программу громкого празднования девятисотлетию крещения Руси, и он наконец увидел свет.
По проведенным расчетам монумент был установлен на постаменте из гранита, оставшегося от постройки Цепного моста. Постамент украшали три надписи: в центре — «Волим до царя восточного, православного», справа — «Богдану Хмельницком — единая и неделимая Россия» и слева даты «1654-1888».
После распада империи памятник так и не попал в перечень монументов, которые предлагались к уничтожению. Министерство внутренних дел УНР предложило такой список только в 1917 году.
Уничтожить нас, например, памятники Николаю i и Александру II, а металл использовать для изготовления пушек и денег. На памятнике Хмельницкому имели только изменить надписи.
Через быструю и неоднократную смену политической власти это так и не успели сделать, пока в мае 1919 года надписи не сбили по приказу большевистского режима.
В 1930-х памятник планировали переместить ближе к Софийскому собору, а то и вовсе уничтожить, ведь он мешал перестройке верхнего города по сталинским проектом.
На месте Михайловского монастыря должны были быть возведены две значительные административные здания, а между ними установлен 100-метровый памятник Ленину.
Война помешала полной реализации этого проекта, и в наследство столица получила только один такой дом в стиле сталинского ампира, в нем сейчас размещается Министерство иностранных дел.
А памятник Хмельницьому сохранился на своем первоначальном месте и стал одним из самых известных символов Киева.
Следите за нами в Telegram. Мы посылаем туда главные новости и подборку лучших статей.