Почти каждый из нас, размышляя над тем, почему так фатально не везет, хоть раз обвинял в этом родителей.

Которые слишком строго или наоборот небрежно воспитывали, уделяли мало внимания, оставляли одних, отправляли в село.

Тяжелое детство

Много кто живет с постоянной обидой на мать или на отца. Которая, с одной стороны является удобным оправданием собственных неудач, мол, что вы хотите, у меня же было тяжелое детство. С другой — оскорблением легко компенсировать вину за то, что редко видимся, не помогаем. И что самое главное — за собственного безразличия к теперь уже слабых родителей.

Это же стыдно — не любить, не хотеть ехать, как у нас принято говорить, «домой» (в родное село или малый городок). Хоть сами уже лет двадцать в столицу, где имеют собственный «дом». Здесь обида является защитным механизмом от угрызений совести.

Об авторе

Елена Савинова,

психолог

Окончила КНУ имени Тараса Шевченко по специальности «Психология».

Работала психологом в Киевской городской клинической психоневрологической больнице №1 в отделении кризисных состояний.

Специализируется на психологии межличностных отношений, кризисных состояниях.

Одна клиентка, назовем ее Ларисой, много лет жила в болезненном диалоге с матерью, с которой почти не виделась. Ее, уже старушку, забрала к себе младшая сестра. С ней у Ларисы тоже плохие отношения. Поэтому ее пасхальные визиты заканчивались бурной ссорой, во время которой она вспоминала родным малые и большие детские обиды.

«Неправильная» каша

Их же с болью рассказывала мне. Главным упреком в адрес матери было то, что та родила и, по мнению клиентки, значительно сильнее любила младшую дочь. Доказательств этого у Ларисы было вдоволь, и она ими охотно делилась.

Когда появилась малая, старшую начали на все лето отправлять к дедушке с бабушкой, хотя она очень просила ее забрать. Сестре покупали сладости, а ей в свое время мать отказывала, потому что не хватало денег.

Со слезами на глазах сорокапятилетняя женщина рассказывала, что когда она возвращалась из школы, в пустой холодной квартире (мама на работе, сестра в садике), ее ждала одна и та же перловая каша. Она же любила гречневую. Но мать, хоть и знала об этом, по ее твердому убеждению, умышленно готовила гречневую только на выходные — когда дома собирались все. Поэтому Лариса каши не ела, а мать ее за это постоянно ругала, даже пару раз ударила.

Скороговоркой Лариса прохоплювалася о том, что горшок с кашей на плите всегда было закутано старой теплым платком, чтобы блюдо дольше оставалась теплой. Что жили они бедно — мать их растила сама. Отсюда — и такой кулинарный аскетизм. Но возвращаясь с работы, мама умудрялась приносить из местной столовой две котлеты. Однако женщина была уверена, что это — для любимой младшей дочки.

Потом мы вместе вспомнили, что в те времена гречневая крупа была в дефиците, ее выдавали по каким-то приглашениям. И, может, поэтому… — начала я. Но Лариса сразу закричала и замахала руками. Очевидно, психоанализ слишком приблизил женщину до разрушения ее собственного мифа о черствую мать как источник ее несчастий.

Поэтому она мигом принялась восстанавливать стену своего болезненного мировоззрения, снежным слоем «накручивая» мамины грехи перед ней. От нее, мол, и неумение правильно вести себя с мужчинами (мама была одинокой, родила их от разных отцов). И плохие манеры и образование — почему и за что мог ее научить простая заводская работница? Потом выяснилось, что и ей, и сестре «случайно» удалось-таки закончить вузы. И комплекс бедности — она тоже всю жизнь считает копейки.

Обида на отца — потому что его не было

Конечно, Лариса — собирательный, но основан на реальных фактах образ, в котором отразились типичные образы взрослых детей.

На отца, как правило, обижаются за то, что его или вообще не было или он покинул мать. Некоторые, правда, обвиняют еще и мать в дому, что это она его довела.

Отцу вменяют равнодушие или чрезмерную жесткость, отсутствие денег, плохие привычки. Среди экзотических образ — неправильное происхождения, вмешательство в личную жизнь, за что выбрана не та профессия, не та женщина или мужчина, нет детей.

Наверное, у многих из этих претензий есть рациональное зерно. И обобщенно их можно охарактеризовать психологическим термином «перенос». То есть, свойственно инфантильным личностям нежелание взять на себя ответственность за собственную жизнь. И попытки переложить вину за результат такого безответственного поведения на кого-то.

Как привыкли с детства, когда со всеми бедами бежали к папе или маме — на родителей. Тем более, что они летние, значит, слабее. Мы от них уже не зависим, поэтому сдерживающих факторов почти нет. И теперь в воображении можно отомстить и за невкусную кашу, и рыбий жир, и за пощечину.

«Любите меня за то, что я умру»

Но поступая так, вредим прежде всего себе. Обижаясь на родителей, мы остаемся в прошлом, в детстве, не давая себе возможности стать психологически взрослыми и строить собственную жизнь, не оглядываясь постоянно в прошлое.

Во-вторых, обида на то, чего нельзя изменить, является деструктивной по своей сути. Она парализует активность, способность развиваться, порождает иллюзию безнадеги.

Еще одна причина обиды на родителей — невозможность осознания их смерти и собственной боли и вины за то, что уделяли им так мало внимания. Таким образом люди, как ни странно, подсознательно проявляют любовь к матери или отца. И опять же — желание вернуться в детство, каким бы оно не было.

Если это так, если нас мысленно туда так тянет, значит нам было хорошо. А это значит, что наши родители не были такими уж плохими. И им за это уже стоит поблагодарить. Тем более, что они так же всего лишь люди. Хоть для нас и самые главные.

Следите за нами в Telegram! Мы ежедневно присылаем подборку лучших статей.