Наскальные изображения, обнаруженные недавно в Аризоне, оказались старинным календарем, который показывает смену времен года не хуже за точный современный часы.

Весь день солнце пряталось за облаками, но Кеннетта Золла это не беспокоило.

Стоя перед наскальными рисунками, высеченными около тысячи лет назад, исследователь показал на петроглифы с изображением змей, койота и оленей и выделил несколько концентрических кругов.

А потом попросил слушателей обратить особое внимание на два камня, увігнані в расщелину сверх его головой.

Золл обвел рукой всю сцену. «Так в старину измеряли время», — пояснил он.

Прошло несколько минут, и, как по команде, тучи начали расходиться. Ровно в 13:40, как идеально откалиброван швейцарские часы, луч света упал на два камня, и ровной поверхностью скалы пролегли две тени.

Их конец коснулся трех кругов и в течение следующих шести минут держался нерушимо.

В аризонську долину Верде пожаловала весна.

В этот день, 20 марта, в местах археологических раскопок по всему миру: от мексиканской Чичен-Іци к храму Мнайдра на Мальте, — произошло нечто подобное. В день весеннего равноденствия на древние руины упала тень от солнца. И равнодушны к тому, смотрит кто на них или нет, они невозмутимо показали смену поры года.

Когда в аризонському Национальном лесном заповеднике Коконино здесь, вблизи Седони, засияло солнце, толпа загомоніла от радостного волнения. Для Сюзи Род, местного фотографа, было важно увидеть, как скала показывает день, когда солнце в своем движении пересекает экватор. «Своим появлением здесь мы продлеваем жизнь этой энергии», — заверила она.

Однако этот календарь люди открыли сравнительно недавно — в прошлом десятилетии. А до тех пор веками его никто не замечал.

В 2005 году Золл (тогда ему было 57 и он работал волонтером на историческом площадке V Bar V) заметил, что тени не произвольно падают на огромную плиту с наскальными изображениями, обильно покрытую более чем тысячей петроглифов. Возникает определенный узор.

«А что, как это старинный календарь?» — задумался он.

Своим наблюдением Кеннетт поделился с археологом заповедника, но тот особого энтузиазма не обнаружил.

Архео — культурная астрономия, наука о том, как в древности люди следили за временами года и изучали космос, и до сих пор не слишком уважаемая.

Ведь трудно доказать, что расположение изображений относительно солнца, луны или звезд — нечто большее, чем обычная случайность. А в прошлом некоторые сторонники этой теории только ухудшили дело, заявив, что эти доисторические площадки могли создать пришельцы из космоса.

Но на протяжении последних десятилетий ученые продемонстрировали, что общины, которые когда-то считались примитивными, на самом деле активно следили за небесными явлениями.

А ЮНЕСКО признало астрономическую наследие таких площадок, как Национальный исторический парк Чако в штате Нью-Мексико и Стоунхендж в Англии.

Наскальная живопись в V Bar V далеко не такой грандиозный, как в более известных местах. Но Золл решил, что в нем тоже кроется какая-то тайна.

Штатный научный работник лесничества посоветовал ему понаблюдать за скалой в течение года и рассказать потом о результатах наблюдений.

Бывший менеджер компьютерных систем начал вести наблюдения и тщательно все документировать. «От высоких технологий ХХ века мне пришлось перейти к хай-теку образца ХІ века», — смеялся он.

И находки его поразили.

Ежемесячно Золл наблюдал, как солнечный луч падает на скальные изображения, и ему казалось, будто скала обращается к нему.

В день весеннего солнцестояния, который в этом году приходится на 21 июня, тени причудливо переплелись с полдесятком изображений, высеченных на камне.

Через шесть месяцев, в самый короткий день года, солнце светило прямо в брешь между двумя камнями.

«Скорее всего, этот наскальный календарь понадобился для сельскохозяйственных нужд», — пояснил Золл.

Народ сінагуа, который, по мнению исследователей, жил и хозяйничал на этой земле в VII-XV веках, выращивал кукурузу, хлопок, тыкву и фасоль. А их потомки, народ хопи, теперь обитают примерно за 150 миль отсюда.

Золл обратился к хопи — и узнал, что на этой стене обозначали религиозные обряды и важные даты для фермеров.

21 апреля, в день, связанный с началом сева, нижний край тени касается резьбы, похожего на стебель кукурузы. А одна из самых убедительных находок приходится на 8 июля, конец периода молитвы и медитации у хопи. В этот день солнце показывает очертание фигурки, которая будто танцует.

«Это машина времени для богов. Так они дают вам знать, что настала пора для проведения обряда», — сказал Скотт Ньют, служащий Аризонского археологического общества, который работает с наскальной живописью во всем регионе.

Старейшина народа хопи, 65-летний Флойд Ломакуйвая, рассказал, что некоторые петроглифы — это знакомые символы племенных кланов. «Я горжусь тем, что эти рисунки оставили наши предки. Для каждого месяца у нас разные ритуалы, и происходят разные события. Это наш календарь. Он направляет нас».

Вот и в этом году в день весеннего равноденствия хопи собрались на площадке возле раскрашенной скале.

Они привели с собой младшее поколение, чтобы передать мудрость веков и привлечь к ритуалам, в частности и жарки агавы. Большая «голова» этой пустынной растения была основным продуктом питания для племени, позволяя ему прокормиться в течение всего года.

Чуть больше десятка площадок, похожих на календаре, Золл задокументировал в районе долины Верде в центральной Аризоне.

И по его словам, вокруг города Феникс в том регионе было найдено более 30 подобных мест.

Подавляющее большинство — это наскальные изображения с концентрическими кругами, на которые в определенное время года падают тени, взаимодействуя с ними. «Нам всегда было интересно, почему мы видим одни и те же картинки», — сказал исследователь.

По его словам, чужаки, когда-то давно путешествовали этим регионом, научили местных создавать календари.

Этот вывод опирается на открытие, сделанное в северной Аризоне: там нашли захоронения мужчины, который по всем признакам был нездешним, потому что его тело оказалось большим, чем другие, найденные в этом регионе. Его похоронили с медальоном, на котором были нанесены концентрические круги.

В этом регионе исследователи также нашли несколько площадок, что их, похоже, использовали Наблюдатели солнца.

То были члены племени, которые имели задачу наблюдать за тем, как каждый день восходит и садится солнце. Этот почетный статус и до сих пор существует в общинах хопи, обязанность выполняют члены Водяного клана.

И действительно, вверху на скале V Bar V высечены черепахи — символ их клана. Того послеобеденное время, пока тянулись минуты, тени на поверхности скалы увиразнювалися, а потом стали медленно исчезать.

А Золла словно и не удивило то, что солнце выглянуло из-за облаков как раз вовремя, чтобы все стали свидетелями этого чуда.

Ранее нечто подобное произошло во время солнцестояния, когда он проводил исследования. Весь день небо было затянуто облаками, и вдруг засверкало солнце — как раз вовремя, чтобы зафиксировать тень. А через несколько минут тучи снова закрыли собой светило.

Впоследствии, когда он пересказал эту историю, представитель племени хопи объяснил это так: «Творец захотел, чтобы вы это увидели».

Лесник Террілін Грин, которая наблюдала за тем событием во время равноденствия, сообщила, что ее радует рост популярности этих наскальных изображений. Однако она отметила, что есть еще много способов фиксировать течение времени.

Ежегодно в конце марта в аризонську долину Верде возвращается с зимовки обычный черный канюк. «Он прекрасный. Канюк — удивительный предвестник весны», — сказала Грин.

И того утра, как по часам, она впервые в этом году услышала в небе крик этого хищную птицу.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите получать самые интересные статьи в мессенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.