Во всем мире люди все чаще болеют сифилисом. Почему и как защититься
Сифилис является одной из самых древних инфекций, передающихся половым путем. Еще недавно считали, что эта болезнь исчезает — однако теперь она возрождается с угрожающей скоростью. «французская болезнь», «неаполитанская болезнь», «польская болезнь».
Однако одна из них прижилась: «великий имитатор». Сифилис является мастером имитации других инфекций, потому ранние симптомы легко не заметить. Если это заболевание не лечить, последствия могут быть очень серьезными.
Тушар, 33-летний руководитель проектов из Амстердама, дважды болел сифилисом. Он помнит, как впервые получил неприятную новость в WhatsApp от своего тогдашнего сексуального партнера.
«Человек был очень расстроен, — говорит он. — Он обвинял меня, хотя моя вина была невозможна из-за «периода окна» (период времени, когда вирус уже присутствует в организме человека, но тесты его еще не показывают. – Ред.). Мне было удивительно, что меня обвиняли, и понадобилось время, чтобы снизить градус ситуации”.
На той неделе Тушар прошел обследование и начал лечение.
«Люди ошибочно думают, что сифилис — это нечто неизлечимое. Люди не понимают, что значит до сих пор иметь антитела к сифилису, но уже не иметь инфекции», — говорит он.
У апреле США обнародовали последние данные по инфекциям, передающимся половым путем (ИППП). Наиболее возросло количество случаев сифилиса — на 32% с 2020 по 2021 год — и этот показатель стал самым высоким за 70 лет. Центры контроля и профилактики заболеваний (CDC) предупредили, что эпидемия не демонстрирует признаков замедления. Это также указывает на тревожные новые тенденции, вызвавшие этот внезапный всплеск заболевания.
Так же резко возросло количество случаев врожденного сифилиса – когда мать передает инфекцию своему ребенку во время беременности, часто после заражения от своего партнера. Болезнь может повлечь за собой мертворождение, смерть младенцев и проблемы со здоровьем на всю жизнь.
Это смутило многих экспертов в сфере здравоохранения.
«Пятнадцать-двадцать лет назад мы думали, что приближаемся к ликвидации сифилиса, — говорит Леандро Мена, директор отдела профилактики заболеваний, передающихся половым путем, в CDC — Без сомнения, мы наблюдаем рост уровня заболеваемости сифилисом — темпами, которых мы не видели в течение последних 20 лет
И такая картина наблюдается не только в США. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году в мире зарегистрировали 7,1 млн новых случаев сифилиса. В 2022 году в Британии количество случаев сифилиса достигло наивысшего уровня с 1948 года.
С этим на практике сталкиваются специалисты, работающие в сфере сексуального здоровья.
«Когда я начала работать в области сексуального здоровья в 2005 году, первичный сифилис случался очень редко, — говорит Джоди Кроссман, глава фонда STI в Британии, где уровень заболеваемости сифилисом подскочил на 8,4% с 2020 по 2021. — Теперь большинство городских клиник принимают по меньшей мере, двух-трех таких пациентов ежедневно».
Инфекцию вызывает бактерия под названием Treponema pallidum, а симптомы имеют четыре стадии. Наиболее ранние – безболезненные ранки или сыпь в месте контакта. Наиболее эффективным способом лечения инфекции является внутримышечное введение пенициллина. Однако если сифилис не лечить, он может привести к длительным неврологическим и сердечно-сосудистым заболеваниям.
«Это тенденция, которая наблюдается во многих странах мира, — комментирует ситуацию в США Исаак Богоч, врач-инфекционист и исследователь Университета Торонто в Канаде.
«Это беспокоит, потому что в целом сифилис очень легко лечить, и лечение широко доступно — поэтому такие тенденции являются отражением сбоя в системе здравоохранения», — добавляет он.
>
В период с 2011 по 2019 год в Канаде зафиксировали рост заболеваемости инфекционным сифилисом на 389% — это значительно больше, чем на другие ИППП.
В последние десятилетия большинство случаев сифилиса приходится на геев, бисексуалов Но в некоторых частях мира наблюдается снижение случаев сифилиса среди мужчин, например, уровень инфекционного сифилиса в Канаде среди мужчин снизился.
Но одновременно произошел рост показателей среди женщин — и не не только в Канаде, но и во всем мире — что привело к повышению уровня врожденного сифилиса во многих частях света. В 2021 году в Америке в целом зарегистрировали 30 000 случаев передачи сифилиса от матери к ребенку, и представители здравоохранения называют эту цифру «недопустимо высокой».
Передача сифилиса во время беременности неродившемуся ребенку может иметь разрушительные последствия, в частности выкидыш, мертворождение, преждевременные роды, низкий вес при рождении и смерть ребенка вскоре после рождения.
В США уровень врожденного сифилиса стремительно растет. Он был в 3,5 раза выше в 2020 году по сравнению с 2016 годом и снова вырос в 2021 году, что привело к 220 мертворожденным детям и детским смертям.
В то же время общегосударственные цифры не отражают всю серьезность ситуации в отдельных частях страны – например, в штате Миссисипи сообщили о росте случаев врожденного сифилиса на 900% за последние пять лет.
Наивысшие показатели наблюдают среди темнокожих американок и латиноамериканок.
«Это свидетельствует о неравенстве и расизме, которые до сих пор существуют в нашем общественном здравоохранении и медицинской инфраструктуре», — говорит Мария Сундарам, научная сотрудница Исследовательского института клиники Маршфилд в Вис. .
Больше всего страдают от этой болезни самые уязвимые группы женщин — например, потерявшие дом или злоупотребляющие наркотическими веществами. И это неравенство лишь усилилось из-за пандемии Covid-19 во всем мире.
«В сфере здравоохранения считают, что рост ИППП, в частности сифилиса, вероятно, связан с нехваткой ресурсов для профилактики ИППП во время пандемии», — говорит Сундарам.
Среди факторов, которые могут вызвать эту проблему — нехватка доступа к тестированию на ИППП, постоянная стигма по поводу сифилиса и возможный языковой барьер. Исследование, проведенное в Бразилии, выявило связь между темнокожими женщинами с низким уровнем школьного образования и более высоким уровнем врожденного сифилиса. Во многих случаях женщинам трудно получить соответствующий дородовой уход, включающий скрининг на сифилис.
Другое исследование в округе Керн, штат Калифорния – где в 2018 году зафиксировали 17% всех случаев врожденного сифилиса в этом штате, хотя население округа составляет лишь 2,3% населения штата — продемонстрировало роль иммиграционного статуса, наличия медицинского страхования и сексуального или домашнего насилия среди беременных женщин, нуждающихся в дородовом уходе. Половина опрошенных беременных или родивших женщин имели латиноамериканское или испаноязычное происхождение. -11ee-941e-23d1e9ab75fa.jpg» alt=»сифилис» width=»1321″ height=»742″ class=»e3vrtyk0 bbc-rb7xa0 e1mo64ex0″/>
Исследование сифилиса в2 что по сравнению с 2015 годом количество случаев заболевания выросло почти на 90%. Около 4000 случаев сифилиса обнаружили среди общин аборигенов и жителей островов Торресова пролива, которые составляют лишь 3,8% от общего количества населения Австралии.
И хотя для стабилизации эпидемии создали национальный план тестирования и лечения, эксперты говорят, что снижение показателей до уровня перед вспышкой требует значительно лучшего тестирования. Опять же, в некоторых частях страны у будущих матерей были проблемы с доступом к пренатальному скринингу на сифилис. Однако вместе с тем, что кризис стоимости жизни и пандемия вызвали проблемы с ресурсами в сфере здравоохранения, произошли также изменения в поведении и отношении людей к ИППП.
«В середине 1990-х годов с появлением антиретровирусной терапии ВИЧ произошли большие изменения, — говорит Мена. — Теперь, благодаря прогрессу в профилактике и лечении ВИЧ-инфекции, ВИЧ считают хроническим заболеванием. Риск заражения ВИЧ больше не является стимулом для людей использовать презервативы или другие способы профилактики ИППП».
На изменения в сексуальных практиках обратили внимание исследователи в Японии — они изучают связь между знакомствами. и случаями сифилиса. Ученые пришли к выводу, что использование приложений для знакомств «существенно связано с заболеваемостью сифилисом», в частности потому, что использование приложений связано с большей частотой незащищенных случайных половых связей.
С этим также столкнулась Сасаки Чивава, которая пишет о японской молодежной культуре и сексе-бизнесе. Чивава говорит, что все больше секс-работников не используют презервативы, а клиенты не обязаны проходить тестирование на ИППП. Если работники секс-бизнеса заражаются инфекцией, они склонны списывать это на «неудачу», говорит Чивава.
«Большинство из них сосредотачиваются на зарабатывании денег, и не учитывают риски», — говорит она.
Для большинства работников сферы здравоохранения путь к борьбе с сифилисом ясен – пенициллин остается лучшим средством лечения, несмотря на растущую резистентность к антибиотикам. Расширение тестирования, лучшее противодействие стигматизации, связанной с болезнью, а также большая осведомленность общественности для поощрения более безопасных сексуальных практик – все это играет важнейшую роль. чем простуды, — говорит Кроссман. — Мы пытаемся изменить фокус тестирования на ИППП — с чего-то страшного и осуждающего на то, что является частью сексуального благополучия, важной частью безопасной и приятной сексуальной жизни».
Но ученым пока не удалось прийти к согласию относительно того, почему заболеваемость сифилисом возрастает быстрее, чем другими ИППП. Нет веских доказательств того, что штаммы стали более вирулентными, говорит Мена. Устойчивость к антибиотикам также не столь распространена, чтобы объяснить всплеск, говорит Богоч. Тем временем Тушар продолжает делать тесты на сифилис каждые три месяца. — говорит он. — Мы занимаемся сексом – всякое может произойти».