Несмотря на романтическое происхождение — от оскароносного фильма «Газовый свет» — явление газлайтингу никоим образом не связано с увлечением, симпатией или любовью.

Свет, который не греет

Речь идет о разновидность изощренного психологического насилия, которое применяется умышленно, в течение длительного времени.

Цель его — заставить человека усомниться в адекватности собственного восприятия действительности, то в объективности того, что ее окружает, вообще.

Как следствие — потерять связь с реальностью, разувериться в себе, заподозрить у себя сумасшествие, впасть в отчаяние.

Так, герой фильма Джорджа К’юкора ворует у своей жены драгоценности. Но чтобы заверить ее, что это ей только кажется, одновременно делает манипуляции с домашним освещением.

Жена, конечно, замечает это, но он утверждает, что это ей так же кажется. Озадаченная женщина, которая искренне доверяет мужчине, начинает верить в наличие у себя галлюцинаций.

Надо ли объяснять, что с такой тревожной, безвольным человеком можно делать что угодно — еще и оправдываться, что все делается для ее же блага.

Манипулятивное отрицание реальности может касаться фактов: я такого никогда не делал, не говорил, опять ты все выдумываешь. Или эмоций.

Например, склонные к чрезмерному контролю родители, пытаясь приучить ребенка к «правильных» эмоций и чувств, часто говорят ей: на самом деле ты так не думаешь. Тебе только кажется, что ты этого хочешь, но ты хочешь совсем другого.

Агрессоры тоже плачут

Так же часто родители отрицают физическое насилие над детьми.

Мужчина считает слезы жены, которые являются нормальной реакцией на его обидные слова или поступки, — проявлением ее депрессии и советует пойти лечиться.

Девушку, которая заявляет о домогательствах обвиняют в провокации их или вообще объявляют сумасшедшей.

Неподтверждение — еще одно название этого манипулятивного поведения.

Она принадлежит шотландскому психиатру Рональду Лейнгу. Учитывая то, что человек — существо социальное, ей нужно, чтобы другие «подтвердили» адекватность ее собственных поступков и взглядов.

Суть газлайтингу — в намеренной отказе предоставить такое подтверждение, в ложном отрицании чьих-то действий и мыслей.

Такое нередко наблюдаем там, где люди в течение длительного времени находятся вместе — на работе, в семье, в детских или подростковых коллективах.

В основе его — модель поведения жертва-агрессор. То есть, кто-то один должен в основном неосознанные садистические наклонности. На другом же конце бечевы — партнер с комплексом жертвы.

«Недопринц» и «ты-же-девочка»

Обязательное условие газлайтингу — согласие на участие в этой «игре» другой, попустительство манипулятору.

Например, жена предпочитает молча перетерпеть очередные приступы моральных издевательств мужа — потому что зависима от него материально, ради детей, из-за страха быть брошенной.

Но это только подбадривает газлайтера. Он стремится любой ценой вывести партнера из равновесия, а затем переложить на него вину за то, что тот опять устроил истерику. И таким образом еще раз доказать свою якобы правоту — что у женщины проблемы с психикой.

Потребность манипулировать, унижать возникает из-за нежелания признать виновным в ухудшении отношений себя. Через низкую самооценку, страх потерять хорошую и умную жену, зависть ее успехам. Причиной часто бывают детские травмы, эмоциональная недоступность родителей.

В своих упреках, чтобы задеть больнее, агрессоры, как правило, апеллируют к тому, что человек не в состоянии изменить — до возраста, пола, происхождения, физиологических особенностей.

«Как ты можешь так себя вести, ты же женщина!», «Не ругайся при детях, ты же мать!», «Посмотри на себя — тоже мне принц!», «С твоей комплекцией можно и три дня не есть». Знакомые же аргументы?

Вежливое хамство

Но газлайтинг — это даже не громкие ссоры или трамвайная ругань.

Говорят, люди, которые друг другу далеко не безразличны, ссорятся из-за нехватки острых эмоций. Но вследствие низкой культуры не умеют в другой способ их почувствовать.

Да и примирения после грозы бывает сладким. Здоровое «выяснения отношений» — это когда муж и жена на равных могут высказать друг другу все, что накипело.

В нашем же случае мы имеем дело с угнетением, попыткой психологически сильнее подчинить себе слабого. Еще и выдать его при этом за дурака.

Это умение с улыбкой сказать что-то отвратительное, откровенное издевательство выдать за заботу. Здесь пригодится становятся не обидные слова, а, например, красноречивое молчание, когда жертва заходит в класс или в офис.

Это может быть смех за спиной и заверения, будто это послышалось. Или фальшиво-сочувственный вопрос, почему она или он так плохо выглядит, может, что-то случилось.

Газлайтерами бывают не только супруги или коллеги по отношению друг к другу.

Так иногда ведут себя взрослые дети со старыми родителями. Например, дочь говорит отцу, который хочет помочь: сейчас наш папа опять что-то разобьет или сожжет. Или иронично-снисходительное: «Мама, вы забыли, сколько вам лет, что надели это платье? Главное — не забудьте теперь, куда собрались».

Тьма в конце туннеля

Чтобы противостоять газлайтингу, достаточно прекратить перетягивание каната.

Не надо проверять, действительно ли вы или ваш партнер не говорили или не делали того, в чем вас пытаются уверить. Это лишь посеет в сознании лишние сомнения.

Нужно больше доверять себе, развивать уверенность в собственных убеждениях, правильности ваших действий.

Если такие нездоровые отношения сложились на работе, лучше сменить коллектив. То же самое касается и детей. В случае травли в школе ребенка лучше перевести в другое учебное заведение.

Когда же газлайтер — ваш муж, не стоит оправдываться или доказывать, что вы — не сумасшедшая. Спокойно, но твердо скажите ему, что такое его отношение вас обижает и что в дальнейшем вы не будете мириться с ним. Если ничего не изменится — собирайте вещи и уходите, не раздумывая.

Ведь манипуляция не может быть основой здоровых отношений. И чем дольше вы проживете под одной крышей с газлайтером, тем дольше придется «собирать» свою личность воедино.