Сексапильный символ американской культуры и непременный атрибут бейсбольного матча или барбекю, хот-дог ведет свою историю от довольноожидаемого места — пляжв.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

Существует ли более популярный символ американской культуры, чем скромный хот-дог? Его продают на стадионах, готовят на каждом барбекю и покупают в придорожных кафе от Каролины до Калифорнии.

Это настоящий культурный архетип возник в 1860-е годы, когда Соединенные Штаты начали оправляться после гражданской войны и создавать свою новую идентичность.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Булочка с сосиской, которая покорила весь мир, возникла на побережье нью-йоркского острова (ныне полуострова) Кони-Айленд.

Из раскаленного летней жарой города я убегаю до просторных пляжей Бруклину, которые обдувает легкий морской бриз.

В легендарном бруклинском парке развлечений, рядом со знаменитыми американскими горками, я обнаруживаю небольшой скромный надпись «Оригинальный хот-дог Фельтмана с Кони-Айленда — 1867».

Как рассказывает житель Бруклина историк Майкл Куинн, первые хот-доги на пляжах Кони-Айленда начал продавать немецкий иммигрант по имени Карл Фельтман.

Фельтман переехал в США 1856 года и привез с собой страсть к сосискам, присущее его соотечественникам.

Фельтман, пекарь по образованию, сначала открыл в Бруклине пекарню. Он развозил окружающими предприятиями пироги, которые быстро принесли ему популярность, и продавал моллюсков из палатки на пляже.

Когда в конце 1860-х годов бруклинская железная дорога начала привозить до Кони-Айленда толпы отдыхающих, клиентов у Фельтмана прибавилось. Много кто спрашивал у предпринимателя, не имеет ли он горячей пищи, кроме моллюсков.

Так в 1867 году Фельтман призвал мастера, который когда-то произвел для него тележку, и попросил модернизировать его. Мастер добавил к коляске жаровню для жарки сосисок и металлическую коробку для подогрева булочек.

Того лета, когда нация приходила в себя после Гражданской войны, Фельтман, толкая свой самодельный тележка песчаными дорожками Кони-Айленда, продал почти 4 тысячи горячих сосисок, которые он клал в свои фирменные длинные булочки, за пять центов каждую.

Именно благодаря булочке любимую немцами сосиску стало возможно кушать на пляже.

Хотя название «хот-дог» появилась несколькими годами позже, придуманная немецким иммигрантом блюдо имело бешеный успех.

Кстати, происхождение слова «hot dog «горячая собака» имеет несколько версий. По одной из них, немцы называли длинные франкфуртские сосиски «таксами». — Прим. ред.

Фельтман в 1871 году арендовал небольшой участок на Западной 10-й улицы и открыл ресторан под названием «Океанский павильон Фельтмана».

Дела шли так хорошо, что на конец века скромный тележку с пирогами Фельтмана разросся до целой империи развлечений, которая охватила весь квартал.

Девять ресторанов, горки, карусели, бальные залы, кинотеатр, гостиница, пивная, сауна, павильон и альпийское село, в котором когда-то останавливался американский президент Уильям Ховард Тафт.

Фельтману даже удалось убедить президента бруклинской железной дороге Эндрю Калвера изменить расписание поездов, чтобы клиенты могли оставаться в отеле на ужин.

На пике сезона Фельтман продавал до 40 тысяч хот-догов ежедневно, а также ужина из морепродуктов в своем комплексе Ocean Pavilion.

Немец умер в 1910 году весьма состоятельным человеком. Компанией продолжили управлять его сыновья Карл и Альфред.

В пищевой сети Фельтмана работала тысяча человек, а его ресторан считали крупнейшим в мире.

1916 года один из сотрудников Фельтмана Натан Хандверкер открыл собственный магазин хот-догов за несколько кварталов от своего бывшего работодателя.

После кризиса Великой депрессии, а затем Второй Мировой войны Фельтмани продали свой бизнес, а новые владельцы быстро разорились. Натан на некоторое время стал единственным продавцом хот-догов на всем побережье Кони-Айленда.

«Мой дед рассказывал, что хот-дог Фельтмана нравились ему гораздо больше, чем у Натана», — отмечает Майкл Куинн, который решил восстановить легендарный вкус первого бруклинского хот-дога.

Дед Куинна передал ему рецепт оригинальных специй, которые Фельтман добавлял в свои хот-доги. Он узнал его от своего близкого друга, который работал у Фельтмана.

В 2015 году Куинн выкупил название Фельтмана и открыл небольшой фургончик с окошком в районе Ист-Виллидж.

Его хот-доги были такими вкусными, что за несколько лет заняли первое место среди «10 лучших хот-догов США».

Сегодня хот-дог Фельтмана продают в 1500 супермаркетах от Нью-Йорка до Калифорнии. Несколько недель назад компания попала в Книгу рекордов Гиннеса, приготовив самый большой в мире хот-дог длиной полтора метра и весом 34 килограмма.

А как обстоят дела в сети Натана? Деловая хватка Хандверкера и рецепт бабушки его жены заложили основу для мировой корпорации.

Его хот-доги продают в более 55 тысячах супермаркетов, фирменных магазинов и ресторанов в 10 странах.

С 1972 года ежегодно 4 июля на Кони-Айленд проходит Международный конкурс хот-догов, устроенный корпорацией молодежная гостиница nathan’s Famous Inc. Ежегодная прибыль компании составляет 40 млн долларов, значительно превосходя скромные доходы Фельтмана.

Но немало сторонников оригинального рецепта Фельтмана скажут вам, что его хот-дог все равно самые лучшие.

Впрочем, вы можете проверить это на собственный вкус.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

***

Также на эту тему

  • История
  • Культура
  • США
  • Продукты