Есть такое выражение «Война — войной, а обед по расписанию». Эти слова прекрасно характеризуют ситуацию с начальным обучением и средним образованием вообще по «республике».

Всех моих знакомых родителей школьников можно распределить условно на несколько групп: это те, кто не думал ни про какие рейтинги школ или что-то вроде этого, когда записывал ребенка в школу; те, кто выбирал школу исходя из вопроса удобства — как добраться до учебного заведения; и, наконец, те, кто с маниакальной тщательностью не только выбирал школу, но и учителя для своих детей.

Начну с того, что охарактеризую ситуацию с нами.

Ближайшую к нашему дому школу вдребезги разбило еще летом 2014 года.

Это была самая старая школа в городе — с выдающейся архитектурой и удобным расположением. Порче школы стало трагедией для всех детей нашего района.

Следующая ближайшая школа расположена через пять остановок, которые пешком реально пройти только после школы — с горы вниз и только при условии хорошей погоды.

То есть все школьники столкнулись с проблемой выбора новой школы.

По инерции все записались в следующую ближайшую школу, но… появились нюансы, которые заметили далеко не все.

Эта школа действительно приняла всех. На базе школы действовал детский сад, музыкальная школа и множество кружков. И эта школа очень заботилась о свой рейтинг, для чего учителя не ставили ученикам… троек.

То есть за каждую тройку учитель отчитывался лично директору: почему не дал ребенку возможности исправить ситуацию и пересдать низкую оценку.

И эта школа была как перчатка в известной сказке, которая приняла всех детей, родители которых не имели возможности возить и забирать детей каждый день.

Серьезной проблемой для всех стал транспорт. Водители требовали документов, которые бы подтверждали, что путешествуют ученики, пассажиры требовали снимать рюкзаки, ученики старались не платить, даже вечером, когда они уже должны были бы платить. А водители вместо этого старались проезжать без остановок школу чтобы отомстить детям и не подбирать таких «зайцев».

Представьте, какие скандалы были каждый день вокруг тех бедных школьников в переполненных маршрутках.

И еще — заботясь о рейтинге, школа делала многое: участвовала в концертах, митингах, детских военных мероприятиях.

Но уровень знаний школьников, при этом, был довольно слабым.

Причина прозаична — недостаток учителей, отсутствие критериев отбора детей, большое количество учащихся.

Уже через год-два родители с претензиями на качество образования начали забирать детей оттуда и переводить в школы с довоенным репутацией. Но каждая из таких школ в этом районе города требовала ехать двумя видами транспорта только в одну сторону, то есть больше времени на дорогу, больше денег и больше рисков.

И еще изменилась ситуация и потому, что родители верили довоенным отзывам о качестве обучения в этих школах, часто не ориентируясь на то, что во многих учебных заведениях полностью сменилось руководство после 2014 года, уволилась большинство учителей, что очень повлияло на качество учебного процесса.

Но родители часто действовали по инерции: слышал, что школа хорошая, то запишу ребенка именно туда. Именно это родители с той третьей группы в моей условной классификации неравнодушных к качеству знаний родителей.

Мы записались в лучшую по довоенным рейтингами в этом районе города школу. Ее репутация складывалась годами — выпускники школы почти в совершенстве владели одним иностранным языком, понимали другую и начинали подрабатывать репетиторами еще во время обучения.

Было, конечно же, и прочее — кроме иностранных языков дети не знали почти ничего, все десять лет платили репетиторам, а родители все обучение ребенка в школе страдали от страшных денежных поборов на бесконечные ремонты.

Кроме этого было нечто важное — рейтинг родительских кошельков. До школы выбирали за условными тестами, если ребенок их не составляла на достаточный уровень, за 200 долларов директор школы записывал ребенка к школе самостоятельно.

Знаю детей, которые просто не выдержали в этой школе, имея достаточный уровень знаний, но не имея возможности одеваться на уровне всех школьников. И характеризуя класс, родители часто говорили о сыне заведующего отделением в гинекологии, дочь крупного бизнесмена и внучку чиновника.

Я представляла себе школу вполне отремонтированным, потому что знакомые родители шутили: «За наши десять лет в школе мы уже отремонтировали все, вам остается только учиться».

Представьте мое удивление, когда я увидела старую и школу, без нормального ремонта.

Вполне обычную и довольно тесное. Никаких украшений, технических средств обучения или признаков элитности… Даже ближайшая к нам школа, казалась богаче в разы — по крайней мере там был фонтан, который включали во время проверок, и были шелковые шторы на окнах, которые почему-то делали школу похожей на зажиточного крестьянина, который ест руками, но со скатерти.

По легенде, кроме нас эту школу выбрали 160 детей — столько было подано заявлений от родителей на сто вакантных мест.

Были еще подготовительные курсы для будущих первоклассников, которые нам не стоили ничего, но в некоторых школах даже за них собрали деньги — в отличие от других школ, занятий там якобы было больше.

1 июня было тестирование — списки учащихся и расписание тестов висел на окнах школы заранее.

Тесты были вполне логичными — проверяли уровень знаний ребенка, а возможность выполнять умственные операции. Трудно сказать, были ли они сложными, но среди детей были и те, кто не сдал его совсем, а были и такие, кто набрал максимальный балл.

За два дня на окне снова висели фамилии детей по рейтингу и время первых родительских собраний.

Сами сборы были немного комичными — очень интеллигентно одетые директор школы и завуч, которые час рассказывали нам историю школы и достижения ее учеников, и напротив смешные родители — в шортах, сланцах, сарафанах.

Даже сам актовый зал был образцом обычности — где же все те деньги, которые школа собирала годами?

Говорили, что многое исчезло вместе с бывшим директором школы.

Нас поздравили, сказали, что детей зачислено, перечислили документы, которые нам срочно нужно принести в приемную, чтобы подтвердить свое вступление в школу. Сразу предупредили, что школа обеспечена всеми учебниками, кроме рабочих тетрадей и книг с английского, которые нам надо купить до сентября за свой счет.

Еще мы записали, которые нам необходимы канцтовары и какого цвета будет школьная форма, которую нам покупать самим — времена бесплатной школьной формы прошли вместе с Плотницьким, что в один из годов надел в нее всех первоклассников.

Так, мы вступили в лучшей школе города.

И почему-то очень хочется верить, что качество знаний детей будет прежней, а то рейтинг родительской состоятельности, как и ежемесячные поборы останутся в прошлом.

P. S. На родительском собрании директор школы предложила родителям один час в неделю факультативом для первоклассников ввести изучение украинского языка, которую официально начинают учить только со второго класса и лишь раз в неделю.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!