Аморальный святой, который помогает беднякам и преступникам

Заядлый пьяница и курильщик, гватемальский святой СанСимон помогает нищим, изгнанникам и всем тем, кому рассчитывать больше не на кого. За что его так любят в Центральной Америке?

Стоянка возле храма вспыхивает огнем, но на шаманов можно положиться. На самом деле, это они зажгли костер для паломников, которые принимают участие в церемонии освобождения от негативной энергии.

Этот интересный ритуал также предполагает употребление рома и курение сигар.

Я приехал к храму Сан Симона в небольшом городке Сан-Андрес-Іцапа на Гватемальского высокогорье.

Это место паломничества многих майя, которые приезжают из Центральной Америки помолиться божеству с весьма сомнительными моральными принципами.

Под покровом религиозного благочестия в храме, я обнаруживаю довольно зловещую атмосферу.

Среди прихожан, которые пришли семьями, и верующих пожилого возраста, можно увидеть группки юнцов, которых скорее ожидаешь встретить в полицейской участке, чем в храме.

«Здесь много секс-работниц и наркоторговцев», — шепчет мне мой гид Карен Аяла, хотя и объясняет, что большинство паломников — хорошие, честные люди.

В руках некоторых прихожан я также замечаю бутылки с пивом с лавочки на территории храма, в которой бойко идет торговля алкоголем и табаком.

Алкоголь, как я узнаю, всегда был частью религиозных церемоний майя, поскольку он помогает верующим «достичь похожего на транс состояния» (также известного как «опьянение»).

«А сигары и сигареты, — объясняет Аяла, — соединяют прошлое и будущее».

Храм и сам по себе — увлекательное место, и я останавливаюсь у входа, чтобы осмотреться вокруг. Я вижу, как гадалки в банданах хватаются за недавно прибывших паломников, борясь за их внимание с торговцами церковным дармовисами и бусами.

Во дворе много бродячих собак, которые викушують блох или задирают лапу у колес припаркованных седанов и затемненных внедорожников.

Воздух тяжелый от дыма. Я чувствую запах ладана, табака и кипарисов — язвительный коктейль, приправленный сладким запахом жареного сахара, который используют как основу для церемониальных костров.

Аяла и я прячемся от запахов внутри голубовато-белого храма. Сотни верующих выстроились в очередь перед алтарем, на котором торжественно заседает сам Сан Симон.

Одет в черный костюм, черный галстук и темно-коричневое сомбреро, с мужественными, подкрученными вверх усами, похожий то ли на ковбоя, то ли на гангстера, святой резко диссонирует со статуей Пречистой Девы Марии.

Верующие поднимаются по ступенькам к алтарю и разговаривают со святым испанском и языках майя. Они обильно поливают фигурку ромом и кладут ей на колени табак. Сан Симон, очевидно, не чужд человеческих слабостей.

Интересно, что над лицом святого висит пластиковая вуаль, которая, по мнению Аялы, должен остановить слишком рьяных паломников, которые могут вставить в рот Сан Симона зажженные сигареты, что учитывая количество рома повсюду довольно опасно.

В пантеоне древних майя было немало божеств для каждой сферы человеческой жизни: были боги рождения и смерти, войны и мира, недугов и здоровья.

Но известно об этом немного. Когда испанские конкистадоры прибыли на земли современной Гватемалы, они уничтожили письменные памятники коренной религии. Поскольку единственной верой, которую они признавали, было христианство.

«Католицизм навязывали народу майя, но они никогда не отказывались от своей религии, — объясняет Аяла. — Они объединили обе религии». Это объясняет, откуда в храме есть статуя Девы Марии.

Ни один из богов майя не пережил конкисту, а поэтому некоторые ученые считают, что некоторые черты многочисленных забытых божеств воплотил Сан Симон. Ему приписывают множество различных свойств, хотя для большинства паломников важна одна — Сан Симон исполняет желания.

Чтобы представить, что люди просят у святого, я украдкой читаю записки с благодарностью, прикрепленные к стенам храма. Большинство из них написаны на помятых листах бумаги, но и на бронзовых или мраморных табличках.

«Спасибо тебе, брат Сан Симон, за то, что мне не пришлось быть в тюрьме слишком долго», — говорится на одной из них.

Это не единственная табличка, автор благодарен святому за досрочное освобождение, хотя во многих других Сан Симоне благодарят за материальные блага — автомобили и дома. Это заметно контрастирует с записками, в которых говорится об исцелении больных родственников.

Я поговорил с одним из верующих, который назвался Байроном. Он приехал к храму с 12 родственниками, среди которых были и двое маленьких детей.

«Мы приехали поблагодарить Сан Симоне за то, что он помог нам найти работу, — говорит Байрон. Вместо сигарет и алкоголя он преподносит святому цветы. — Мы ехали два часа сюда. И приезжаем каждый год».

Гватемальське нагорье является духовным домом Сан-Симона. В большинстве сел, где ему поклоняются, его статую передают из дома в дом. Как рассказывает Аяла, храм в Сан-Андрес-Іцапа является единственным постоянным жилищем святого.

У Святого Симона репутация хулиганки. Однажды, по легенде, несколько рыбаков попросили его понаблюдать за их женами, чтобы они не изменяли им, пока они были в море.

Есть две версии того, что сделал Сан Симон. Согласно одной, он таки помешал перелюбству, но вторая гласит, что святой сам пустился в разврат с женщинами рыбаков.

Такие мифы подтверждают противоречивый характер Сан-Симона, и сегодня святой пребывает в своеобразной серой зоне между моралью и грехом. Именно это, наверное, и делает его таким популярным среди тех, у кого с законом сложные отношения.

На грани морали и греха действуют и священники, скорее шаманы, храма, которые продают заклинания прямо на церковном дворе.

«Это может быть любовное заклинание или проклятие для врага», — говорит Аяла.

У входа в храм я знакомлюсь с Джоном. Шаманы платят ему за то, что он закапывает в землю бутылки с заклинаниями и фотографиями тех, на кого должны подействовать чары. Джону 12 лет.

«Я работаю здесь в выходные, — говорит мальчик, опираясь на лопату. — На заработанные деньги я покупаю вещи, нужные мне для школы».

Долго болтать с Джоном нам не приходится, потому что на дворе храма начинается какой-то ритуал черной магии, во время которого у костра, похоже, бросать банки с сардинами. Я боюсь попасть под брызги шипящей консервной масла.

«Когда банки взрываются, это означает, что проклятие снято», — едва успевает объяснить Аяла, и сардины начинают взлетать в воздух.

Гватемала утопает в нищете, большинство ее жителей, как и их соседи, приходят к Сан Симона за помощью.

Одна из них, 62-летняя Чагіта, которая продает сувениры на дворе храма.

«Я торгую здесь уже более 30 лет, — говорит маленькая женщина, согнувшаяся под тяжестью своего товара. — Я перенесла инсульт, но каждый день я в течение часа иду к храму».

Чагіта молилась святому с больничной койки и уверена, что он помог ей выздороветь и наладить торговлю.

«Я прошу в Сан Симона, чтобы он послал мне покупателей, — объясняет она, продавая мне брелок с усатым святым. — Все, что я продаю, является благословением от Сан Симона».

С этими словами Чагіта направляется к новой группки паломников на фоне пламени, что вновь охватывает двор храма.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

..

Также на эту тему

  • Культура
  • Путешествия
  • Южная Америка
  • Религия
Поделиться