По данным исследования, которое 2007 года провели в Университете Исландии, около 62% исландцев верят в то, что эльфы — волшебные существа из сказок, а существуют на самом деле.

Когда Йофрідир Акадоттір было девять лет, ее наказали за то, что побеспокоила эльфа. Или по крайней мере так ей кажется.

«Мы ходили играть на поле между многоквартирными домами в Рейкьявике, — рассказала мне исландская певица и композитор. — Там был один камень, больше других, которые возвышались на поле. Мы были убеждены, что это эльфийская скала, а эльфов беспокоить нельзя. Каменюка была вдвое больше меня, я с трудом на нее вскарабкалась. Друзья предостерегали меня, говорили, что это неудачная идея. А когда я уже насладилась триумфом и спрыгнула наземь, то закусила щеку изнутри, да так сильно, что потекла кровь. Заплакав, я побежала домой и больше никогда не касалась той каменюки».

Я больше не касалась той каменюки

История Акадоттір — не какая-то диковинка. Вся Исландия буквально дышит рассказка про эльфов (маленьких созданий, похожих на людей, только с острыми ушками), «скрытый народец» (исландской huldufólk, сверхъестественных человекоподобных существ из другого измерения) и фей (если вы вспомнили фею Дзіньку, то не ошиблись). Их считают миролюбивыми существами, что, сосуществуя с людьми, проводят такую же повседневную деятельность: рыбачат, выращивают скот и урожаи, воспитывают детей, а также (если верить легендам) время от времени помогают людям, которые без их вмешательства просто погибли бы.

По данным исследования, которое 2007 года провели в Университете Исландии, около 62% исландцев верят в то, что эльфы — волшебные существа из сказок, а существуют на самом деле. Однако эта статистика включает как людей, что верят в эльфов искренне, так и тех агностиков, которые склоняются к варианту «может, и так».

К лагерю тех, кто готов поверить, но сомневается, принадлежит житель Рейкьявика Сігтриггур Балдурсон. Его мать выросла на исландской ферме, где играла с невидимыми друзьями, которых не видели другие дети. (Эту историю он рассказал с небольшой оговоркой: то могли быть «придуманы ради развлечения друзья».) Однако задуматься о том, что у его матери действительно могли быть друзья среди «хульдуфольку», его заставила другая история: выздоровление его бабушки после поединка с раком в терминальной стадии.

«Однажды ночью мама проснулась и увидела, как в комнату к бабушке заходят врачи и начинают ее лечить, — вспоминает он. — Прислушавшись, она услышала разговор между медсестрой и двумя врачами. Один врач сказал: «По моему мнению, она выздоровеет». Маме отлегло от сердца, и она снова заснула. Утром мама спросила у бабушки, когда та проснулась: «Ты ночью разговаривала с врачами?». «С какими врачами? — удивилась бабушка. — Не было никаких врачей». Но дело в том, что после того она чудесным образом выздоровела».

Гипотезу относительно этого должно Магнус Скарп’єдінссон. Он руководит «Школой эльфов» при Фонде паранормальной Исландии, где туристам рассказывают об исландских магических существ. Заплатив за лекцию (хотя это больше похоже на открытое обсуждение), туристы могут пообщаться на темы магии и фольклора под блины и кофе в библиотеке, где вдоль стен выставлены различные предметы, связанные с эльфами, в том числе и подсвеченные статуи эльфов в человеческий рост.

Цена Просвещения ужасная — оно убило веру

Бросая слушателям шоколадные батончики и сыпля жирными шуточками на тему эльфийского секса, Скарп’єдінссон признается: настоящего эльфа или представителя хульдуфольку сам он не встречал никогда. («В ельфійському мире думают, что я маньяк», — хихоче он.) Однако он взял интервью в 900 или больше исландцев, которые воочию видели этих созданий. Из них 75 утверждают, что сблизились с эльфом, а 35 — что эльфы приглашали их домой. В этом кроется нечто большее, чем просто доверие к рассказу друга, брата или матери. По словам Скарп’єдінссона, Исландия отличается уникальной открытостью к нетрадиционным идеям, а значит, эльфам здесь показываться безопасно. «Школа эльфов» Скарп’єдінссона — это игровой подход к важной, на его взгляд, темы. Но он сразу становится серьезным, когда речь идет об упадке веры в эльфов, который наблюдается в Исландии.

«Если бы в 1700-е годы не началась эпоха Просвещения, мы бы сейчас жили в совершенно другом обществе, — сообщил он на недавнем занятии, которое проходило в пятницу после обеда. — Но цена Просвещения ужасная. Оно убило веру. Вера — одно из звеньев, на которых держится цивилизация. Просвещение убило не только веру, но и миф. И экстрасенсорные способности. В Исландии многие верят в эльфов, потому что мы были изолированы. Сюда Просвещение дошло только 1941 года, после вторжения в Исландию американской армии. С тех пор у нас Просвещение и исчезают эльфы».

Кажется, исландцам, которые все-таки до сих пор верят в эльфов, безразлично к тому, что эта вера существует наряду с атеизмом и традиционной религией. На своих занятиях Скарп’єдінссон рассказывает истории о исландских священников, которые крестили детей хульдуфольку (по его предположению, это такой продуманный ход для наведения мостов между двумя общинами). Также исследователь эльфов раздает слушателям книжечку исландских волшебных сказок, среди которых есть и повествование о Эльфийскую церковь Тунгюстапі — о том, как ее нашел человек.

Иметь Балдурссона, ревностная христианка, относилась к этому так же, как и он. «Я много чего не понимаю в духовной жизни, — вспоминает он ее слова. — Но верю, что мы с Иисусом — друзья, поэтому со мной не случится ничего плохого».

Вера в существование другого мира расширяет горизонты представлений

Психотерапевт с лицензией Пем Шеффер считает, что вера в нечто большее, чем ты сам, порождает другие положительные убеждения. Если ваш мир такой большой, что его населяют эльфы, то почему бы не пофантазировать о чем-то даже больше?

«На самом деле магическое мышление дает человеку определенные преимущества, — объясняет она. — Даже если вы никогда не общались с эльфами или хульдуфольком, вера в то, что они где-то там есть, развивает ваш взгляд на мир, а это ведет к гибкости мышления и расширения кругозора. А еще это полезно потому, что умственно-эмоциональная гибкость помогает людям преодолевать жизненные трудности и вообще иметь лучшие отношения с другими. Фактически вера в существование другого мира расширяет горизонты представлений о том, каким может быть наш мир».

Непросто определить, сколько исландцев искренне верят в эльфов или хульдуфольк. Но несомненно, сам факт существования этой веры определенным образом связан с туристическим рынком страны, который бурно развивается. Фигурки эльфов — популярный сувенир, который не уступает птице тупике. А деятельность «ясновидящих», желающих показать туристам места, где водятся эльфы, уже стала предпринимательской.

Однако не думайте, что в повседневной жизни Исландии все всегда происходит с соблюдением прав эльфов.

В 2013 году группа неравнодушных исландцев во главе с Рагнілдуром Йонсдоттіром протестовала против строительства дороги, которую должны были проложить через территорию общины хульдуфольку, расположенную на лавовом поле. (По распространенным представлениям, эльфы и хульдуфольк строят себе дома в больших валунах, преимущественно на пляжах и лавовых полях. Скарп’єдінссон утверждает, что эти места более стабильны в плане перехода между измерениями.) Строительство дороги приостановили на время, пока правительство искало решение, которое удовлетворит все стороны. Однако руководитель службы по связям с общественностью Управления дорог и побережья Исландии Петур Маттіассон уверяет, что изменение планов — это ход, продиктован практичностью, а не верой.

«Одна из протестующих настаивала на том, что там живут эльфы, — пояснил он суть протеста и принятого решения. — Особенно она занималась одним камнем, который лежал как раз на пути планируемой дороги. Мы рассмотрели эту ситуацию не потому, что верим в эльфов, а потому, что эльфы и скрытый народец — часть нашего культурного наследия. Мы убедились в уникальности этого большого скального образования и решили, что [дорогу] можно сместить, поэтому попробуем это сделать».

Безусловно, когда население страны составляет приблизительно 340 000 человек, то верования и ценности соседей надо обязательно учитывать, иначе не избежать ссор. Например, в Хафнарфйордурі, пригороде Рейкьявика, можно увидеть эльфийские часовни (порой со свечами) и непотривожені лавовые камни во дворах домов, особенно тех, что вокруг Парка Хеллісгерді. Эта местность известна необычайной эльфийском активностью. Кроме того, здесь часто проводят экскурсии люди, что видят эльфов. Есть здесь и большой камень на дворе Фйофкіркян, местный храм национальной церкви Исландии, который не убирали, чтобы не нарваться на гнев его жителей, если они там есть. Все это вкупе с мультяшными указателям, которые сообщают о наличии эльфов, напоминает о существовании в Исландии другого мира, который живет параллельно со здешней обыденностью.

Второй режиссер будущего документального фильма «Iceland: A Story of Belief» (Исландия: история веры) Майкл Навроцкі во время съемок ходил теми же улицами. Он рассказывает, что со времени его первой поездки в Исландию 2016 года уровень восприятия веры в хульдуфольк не изменился.

Мы рассмотрели эту ситуацию не потому, что верим в эльфов, а потому, что эльфы и скрытый народец — часть нашего культурного наследия.

«Представьте, что вы — владелец дома, а на заднем дворе у вас — большое скальное образование, официально признанное ельфійським камнем. А вы бы хотели обустроить в том валуне ванну с подогревом. Вы начинаете разламывать эльфийский камень, и тут появляется ваш сосед и спрашивает: «А что это ты делаешь с ельфійським камнем». Это — лишь одна из историй, которую режиссер услышал во время съемок фильма.

«Неприятностей не избежать. Около 80-90% исландцев перестанут [ту скалу]. Отчасти потому, что под тем камнем действительно может кто-то жить. А частично — из уважения к культурному наследию. Я жертвую ванной с подогревом ради эльфийского камня».

Но для таких исландцев, как Скарп’єдінссон, которые искренне верят в существование эльфов, — это не просто возможность поиграть в игру «А вдруг?..». Свою веру он описывает, как возможность посредством науки и интеллекта поискать ответы на важнейшие жизненные вопросы — и понять, что всех ответов никогда не будет знать никто.

«Мы понятия не имеем, почему эти существа переходят из одного измерения в другое, — разводит руками он. — Все, что мы можем, — собирать свидетельства очевидцев. Единственный источник информации — разыскать всех возможных свидетелей и подробно их расспросить: какие они из себя, эти эльфы? В какой одежде ходят? Что думают о Боге и вечности? Почему они здесь?».

В этом месте Скарп’єдінссон перестает быть серьезным, чтобы посмеяться с себя самого:

«Мои друзья интересовались у них: «А почему вы не приглашаете Магнуса?»

Он смеется, потому что ответ эльфов звучит так: «Мы не можем. Нам страшно, потому что тогда мы уже никогда его не здихаємося».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Также на эту тему

  • Европа
  • Общество
  • Религия