Среди библейских персонажей рождественского вертепа каталонцы ставят маленького человечка со спущенными штанами, который справляет большую нужду прямо посреди священной сцены. Что все это означает?

Каталонский рождественский вертеп pessebre содержит всех традиционных героев. Мария и Иосиф восхищенно смотрят на младенца Иисуса, который спит в своих яслях. Рядом — волы, которые негромко мычат, и несколько пастухов.

Но присмотритесь внимательнее — среди классических библейских персонажей спрятался маленький человечек. Он спустил свои штаны и делает неподобну дело прямо посреди священной сцены.

«Каганер», буквально «тот, кто справляет большую нужду», является непременным атрибутом Рождества в северо-восточном регионе Испании.

Классическая фигурка изображает крестьянина в черных штанах, белой рубашке и красном каталанському шляпе — барретіні. Иногда он может курить трубку и читать газету.

«Это забавная нотка в сюжете, который должен быть очень серьезным, в Рождестве Христовом», — объясняет со смехом коллекционер каганерів 53-летний Марк-Игнаси Коррал из Барселоны.

Эти изделия настолько популярны, что даже имеют собственное Общество друзей каганера (L’associació Amics del Caganer).

Корран гордится тем, что является его членом. Общество, основанное в 1990 году, сегодня насчитывает около 70 членов, которые встречаются дважды в год. Некоторые приезжают сюда даже из Мексики.

Традиционно каганерів изготавливаются из глины, обжигают в печи при температуре более 1000°С и раскрашивают вручную.

С развитием индустрии возникло разнообразие как внешнего вида фигурок, так материалов, из которых их производят.

«В моей коллекции есть каганери из мыла и шоколада, последних обычно съедают», — рассказывает Коррал, на полках у которого притаились две сотни человечков.

«У меня есть стеклянные фигурки… И я также каганерів, сделанных из капсул Nespresso».

Каганери тесно связаны с местным фольклором, и поэтому точно проследить их происхождение сложно.

Очевидно, они возникли где-то в конце XVII или начале XVIII века и происходят от каталонского и в целом европейского барочного искусства, которое сосредотачивается на реализме.

Авторы исследования «Каганер» Жорди Арруга и Жозеп Манья пишут: «Это были времена реализма, доведенного до крайности, искусство описывало местный быт и обычаи. Темами художественных произведений была труд и домашнюю жизнь».

Одним из таких реалистичных героев и стал каганер.

Причина его популярности и перехода из поколения в поколение — также понятна. Дефекацию всегда связывали с позитивными идеями, как удача, процветание и просто крепкое здоровье.

«Экскременты — это удобрение, а значит урожай, процветание и деньги, так по крайней мере считают антропологи», — отмечает историк Энрик Уселай-Да Каль, почетный профессор Университета Пумпеу Фабри в Барселоне.

«Говорят, если в люльку не положить каганера, может не повезти», — добавляет Марк Алос Пла.

Его семья является крупнейшим производителем этих рождественских фигурок в мире, которые они продают через сайт caganer.com. В этом году они ожидают, что продажи превысят 30 тысяч.

Каталонцы не считают фигурки каганерів непристойными или вульгарными, ведь это вполне естественный процесс.

Впрочем, это не единственная хулиганская традиция Каталонии.

Кага Тио, то есть «бревно, справляющего нужду» или «рождественская колода» является еще одним рождественским символом Каталонии.

В День непорочного зачатия 8 декабря семьи начинают «кормить» бревно отходами пищи. Ее накрывают одеялом, чтобы она не замерзла, и держат так до самого Рождества или Рождества.

На Рождество, когда колода уже достаточно поела, дети начинают бить ее палками и петь песню, побуждая колоду «справлять нужду» рождественскими подарками.

Но сначала дети идут в другую комнату и молятся, чтобы колода принесла им подарки. А их родители тем временем подкладывают под одеяло к бревну небольшие подарочки и сладости.

«Кормление бревна — это достаточно старая рождественская традиция, распространенная во всей средневековой Европе, от Скандинавии до Западного Средиземноморья. Она продолжалась вплоть до Второй мировой войны», — объясняет профессор Уселай-Да Каль.

Но почему традиции, которые в других частях мира могут показаться невежливыми и даже оскорбительными, так нравятся каталонцам?

«Мне нравится, что эта традиция нарушает правила, да и сама фигурка кажется мне симпатичной», — объясняет Корран.

В этом есть «что-то провокационное, бунтарский и одновременно смешное», считает Уселай-Да Каль.

Тема дефекации, однако, популярное у каталонцев не только на Рождество, ею пропитана вся культура севера Испании — от языка до искусства.

«Она прекрасно вписывается в каталонское и испанское стремление к равенству. Справляют нужду все, какую важную должность они не занимали», — говорит Уселай-Да Каль.

В каталонском языке много выражений, связанных с темой фекалий.

Если о близких друзей на украинском говорят «не разлей вода», а на испанском como uña y carne, то есть неразлучны «как ноготь и плоть», то каталонцы называют их cul i merda буквально «заднее место и экскременты».

«Господствует мнение, что фекальными метафорами исполнены именно германские языки, тогда как романские больше подчеркивают мужскую силу. Но испанские и прежде всего каталонские обычаи это решительно опровергают», — отмечает Уселай-Да Каль.

Тема дефекации существует в каталонском искусстве и литературе сотни лет.

Нужду справляют все, независимо от статуса в обществе

В книжке «Барселона», посвященной истории, искусству и культуре Каталонии, искусствовед Роберт Хьюз пишет, что фигура каганера «уверенно входит в искусство ХХ века» благодаря творчеству Жоана Миро.

Присмотритесь внимательнее к картины Миро «Ферма» 1921-1922 годов. Маленький ребенок присела напочіпки у матери, которая стирает белье.

Этот мальчик — никто иной, как рождественский каганер с детства Миро. А, возможно, это и сам Миро, будущий художник, который напишет «мужчина и женщина перед кучей экскрементов» (1935).

Как объясняет Хьюз, похабный юмор прочно закреплен в каталонской народной традиции: как в фольклорных песнях и стихах, так и в просвещенной поэзии.

Он вспоминает, в частности Versos Bruts (вульгарную поэзию) XIII века, в которой, например, есть история о «сто благородных господ, которые отправились на лодке в море, а когда их захватил штиль, вернулись к берегу, вместе выпуская газы в паруса лодки».

Можно предположить, что единственная сфера каталонской культуры, которой касается тема экскрементов, — это еда. Но вы ошибаетесь.

Загляните в любую каталонскую кухню и вы увидите выпечку с совсем неапетитным названием pet de monja, то есть «газы монахини».

Даже политике не удалось избежать темы туалетного юмора. Хитом среди каганерів в последние годы стала тема борьбы региона за независимость.

Фаворитом был бывший глава Каталонии Карлес Пучдемон, который сейчас находится в изгнании.

А в 2017 году были полностью распроданы каганери в виде диснеевского цыпленка Твити Пая (когда испанское правительство выслал в Каталонии дополнительные отряды полиции для контроля за референдумом 2017 года, они прибыли на корабле с гигантским изображением Твити Пая).

Хитом продаж этого года стали каганери в виде желтой ленты, символизирующие солидарность с заключенными лидерами независимой Каталонии.

Каганер превращается в способ сохранения исторической памяти

«Это отражение того, что происходит, — говорит Корран. — Каганер, таким образом, превращается в способ сохранить память об исторических событиях. Это реальность. Каталонии имеет своих политзаключенных».

Каганери постепенно завоевывают мир. Их все чаще можно увидеть на рождественских ярмарках Португалии и Италии, а также далеко за пределами Средиземноморской культуры.

«В обществе приверженцев каганерів есть представители из Италии, Германии, Японии и США — это действительно международное сообщество», — говорит Корран.

На самом деле, около половины продаж за границу с сайта caganer.com идут в США. А самые популярные фигурки — Барак Обама и Хиллари Клинтон.

По мнению Алоса Пла, в этом году будут хорошо продаваться Дональд Трамп и Дэвид Боуи.

Не имеет значения, какого каганера вы решите подарить друзьям, фигурку того, кто им нравится, или наоборот того, кого они ненавидят. Впрочем, если у вас есть собственный каганер — это бесспорно признание.

«Для многих известных людей стало настоящей честью иметь своего каганера», — объясняет Алос Пла.

Корран выражается более однозначно: «Если вы не имеете своего каганера, сегодня вы никто».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Также на эту тему

  • История
  • Культура
  • Испания