Юрий Косач: племянник Леси Украинки и интеллектуальный бродяга

Истории о эмигрантские и батрацкие приключения украинцев в разных уголках Европы сегодня очень актуальны. А как раз 70 лет назад наши соотечественники, оказавшиеся на чужбине, смогли реализовать очень успешный культурный проект, создав в Германии Художественный Украинское Движение.

Среди активных его деятелей — нынешний юбиляр писатель Юрий Косач — племянник Леси Украинки и внук Елены Пчилки.

Судьба последовательно и неуклонно обрекала его на эмигрантские странствия. И в конце они стали способом существования, а космополитическая незакоріненість — во многом трагической жизненной философией.

Зов предков

Вырастать в доме, где на стенах развешаны портреты знаменитых предков, — в основном означает обречь себя на бунт, особенно когда ты и сам мечтаешь о свершениях и реализацию унаследованного таланта.

Юрий Косач и стал таким вечным бунтарем. А в то же время всегда был сознательным собственной принадлежности к украинской элиты, до тех, в чью кровь переходит рыцарство.

Он родился в 1908 году в Колодяжном на Волыни, входившей в Российской империи, в знаменитом семейном гнезде Косачей. (Это там автор «Лесной песни» собирала впечатления для своего феерического сюжета.) Бабушка, Ольга с Драгомановых, — писательница и одна из самых деятельных участниц киевской Старой Общины.

Дед у вторых — Михаил Драгоманов. Наконец славная Юрієва тетя — Леся Украинка.

Становиться писателем в такой семье непросто.

Энергия бунта и бросала Косача с одной екстреми в другую. Учился в Варшавском университете и сразу же приобщился к радикальному украинского национального движения. Волынь между войнами именно принадлежала к польскому государству.

Бесконечная миграция

В начале тридцатых сидел в польской тюрьме за сотрудничество с «украинской военной организацией». 1933 года, выпущен под залог в 500 злотых, внесенную матерью, начал бесконечные эмигрантские странствия. Немного слушал лекции в Карловом университете в Праге, затем в Сорбонне.

Сотрудничал с Дмитрием Донцовым, конфликтовал со своим окружением, в том числе и политическим. Менял идеологические убеждения, искал какого-то абсолюта, хотя вряд ли был рожден для политики. Несмотря на все мытарства, невероятно много писал.

В межвоенном Львове, который силой обстоятельств исполнял роль нашей культурной и художественной столицы, — ведь в підрадянському Киеве на сером фоне социалистического реализма не отличалось почти ничего, — Юрий Косач стал звездным автором.

Ставятся его пьесы, прозаические сборники получают престижные премии.

Он начинал преимущественно с исторической беллетристики. Обращение к прошлому было крайне необходимым и для личностного, и для поколіннєвого становления.

Проиграно государство, потеряно дома, литературу пытаются поставить на службу идеологии по обе стороны границы. Безґрунтянство становится уже не метафорой, а жизненной обстоятельством.

Косачівська киевская усадьба оказывается за неприступным рубежом. А уже в тридцатые недостижимым становится и родное Колодяжное на Волыни. Символической укорененности Юрий Косач и ищет в украинской истории.

Поиск истории

Пишет о Глухов и Чигирин, про Ивана Скоропадского и Богдана Хмельницкого. Но и здесь, в смене оптики, в очень необычной интерпретации казацкого мифа, вновь оказывается его бунтарская сущность.

Писателя прежде всего интересует — и этим он чрезвычайно актуален для нас сегодня — русский человек в Европе, приобщенность отечественной элиты к большой европейской истории.

Это может быть эпизод государственнических соревнований — таким стал сюжет о мазепинця Андрея Войнаровского. В романе о Богдана Хмельницкого «День гнева» Косач рассказывает об участии казаков в битве при Дюнкерке и не боится сравнивать гетмана с Цезарем и Кромвелем.

Мировая война окончательно развеяла надежду — дорогу в Украину было отрезано. Имя Юрия Косача фигурировало в энкавэдистских списках самых опасных врагов советской власти.

Лагерное искусство

Однако в лагерях перемещенных лиц, на большом эмигрантском материке, предстала, так сказать, государство слова, сообщество творцов, одержимых идеей построить свою художественную Украину на Западе.

Юрий Косач тогда стал одним из самых деятельных членов знаменитого Художественного Украинского Движения, который смог — не мало и не много! — обеспечить преемственность нашего культурного развития, подхватить ґвалтовно оборванную при начале тридцатых нить.

Их издания были на хрупком некачественном бумаге, их спектакли проходили в неприспособленных лагерных помещениях, журналы и альманахи выходили с задержками.

Однако творческая энергия этого сообщества не может не вызывать восхищения. Они тогда мечтали, что украинская эмиграционная литература станет в мире визитной карточкой их потерянной родины.

Как раз в это время Косачева карьера на подъеме. Жизнь будто входило в какие-то более определенные берега. Он женится с Марьяной Кричевской, дочерью выдающегося художника Федора Кричевского. Рождается сын. Впрочем, наличие семьи не слишком повлияла на богемные привычки писателя.

Он то и дело оказывается в центре каких-то странных розыгрышей и скандалов — не из желания во что привлечь к себе внимание публики. Чего стоит — это еще во Львове — ночная попытка ограбить витрину магазина с одеждой для новорожденных… Коллеги следующего утра долго объясняли немецкой полиции, что поступок совершенно бескорыстен, вот из любви к игре, ибо детей у Косача нет — и ползунки ему ни к чему.

Американские мемуары

А послевоенную жизнь было слишком затруднительным и сложным, чтобы община легко прощала художественные прихоти. Через некоторое время эмигрантская волна гонит украинских беглецов еще дальше, за океан. В США Косач, никогда не умея устраивать практические дела, не смог зарабатывать пером.

Работал грузчиком в порту, на верфи, мыл окна в нью-йоркских небоскребах.

Ненадолго нашел спонсора для издания журнала «Горизонты». Нашелся издатель, который рискнул дать писателю аванс под ненаписанные тексты.

Так появились Косачеві поздние романы.

Среди них — «Созвездие Лебедя», невероятно интересное как мемуарная виньетка, воспоминание о детстве, семье Косачей. Легко узнаются прототипы, исторический фон, тот мир современной культуры, исчез в огне мировой войны.

Возврат к СССР

В шестидесятые, когда начались контакты украинцев по разные стороны океана, Юрий Косач посещает Киев, Волынь. Это означало, конечно же, его сотрудничестве со спецслужбами.

Так или так, он пишет о великих достижениях Советского Союза и тем самым вызывает полную изоляцию в эмигрантской среде.

Фронда или беспринципность? Может, в конце жизни ему все же важно было вернуться в тот единственный родной дом, который когда-то имел. В Косачівське легендарное Колодяжное.

Следите за нами в Telegram! Мы ежедневно присылаем подборку лучших статей.

Поделиться