Вэл Лютон: крымчанин, который привел «женщин-кошек» в Голливуд

Если соберутся кинокритики и обсуждать лучшее воплощение подружки Бэтмена, обязательно найдется тот, кто скажет: «Есть только одна настоящая женщина-кошка — эта фригидная сербка Ирэна из фильма 1942 года!»

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

Речь идет о голливудский малобюджетный фильм «Люди-кошки», где сербку сыграла французская актриса Симон Симон, а спродюсировал — уроженец Ялты Вэл Лютон.

Вэл родился в 1904 году в Крыму и к американизации имени был Владимиром Левентоном.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Мать вместе с детьми приехала в США, когда ему было пять лет. Сначала они остановились в доме тети Аллы Назімової, которая на то время уже была популярной театральной актрисой, а вскоре станет звездой американского немого кино.

В 1942 году Вэл возглавит отдел на киностудии RKO, который будет заниматься производством дешевых фильмов ужасов. Лютон будет шутить, что просто кто-то услышал, что его книги — ужасны и поэтому его позвали делать фильмы ужасов.

Однако до начала продюсерской карьеры Лютон почти 10 лет сотрудничал с одним из самых влиятельных продюсеров тогдашнего Голливуда Дэвидом А. Селзником, именно он ответственен за «Унесенных ветром» (1939).

А сотрудничество между Вэлом и Дэвидом, тоже сыном эмигранта из Киева, началась с работы над экранизацией «Тараса Бульбы».

1934. Тарас Бульба

Вэл Лютон начинал работать как журналист, но уже в 16 лет потерял работу репортера, когда его поймали сфабрикованной истории о гибели кур из-за жары.

Тогда он осознал, что его будущее — в художественной литературе.

Вэл написал несколько разножанровых книг, в частности, сборник стихов, справочник об истории и использование косметики, эротическую новеллу «Грушенька, трижды женщина», которая до сих пор переиздается с анонимным авторством.

И решающим для карьеры Лютона стал приключенческо-исторический «Казацкий меч».

В произведении речь шла о донского казака Степана Разина, который противостоял московским имперским войскам.

Дэвид А. Селзник готовил экранизацию «Тараса Бульбы» Николая Гоголя и обратился к Лютона, поскольку тот уже работал с казацкой темой.

В 1934 году Лютон начал работать над адаптацией, однако до сценария дело не дошло, проект был заморожен. А первая голливудская экранизация «Тараса Бульбы» состоится лишь через 30 лет.

Однако сотрудничество Селзника и Лютона продолжилась.

Вэл стал практически личным ассистентом Селзника и работал над рядом его картин, от «Анны Карениной» и «Повести двух городов», где Лютон указан в титрах как соорганизатор эпизодов Французской революции, и до знаменитых «Унесенных ветром» и «Ребекки» Альфреда Хичкока.

1939. Унесенные ветром

Четырехчасовая мелодрама на фоне Гражданской войны в США о Скарлетт О’Гару, которая выходит замуж за Ретта Батлера, но продолжает любить Эшли — получила 10 Оскаров, место в истории кинематографа и в сердцах зрителей. Впервые за время вручения наград Американской киноакадемии Оскар достался темнокожей актрисе.

Создание «Унесенных ветром» остается одной из самых эпических и исследованных историй Голливуда.

Сохранились комментарии Вэла Лютона о драматургов, среди которых Селзник выбирал того, кто будет дорабатывать сценарий. И письмо Лютона до Селзника, в котором он убеждает изъять из сценария слово «нигер»: «Я понимаю, что будет потеряна часть драматического значения и комического материала, но я убежден, если бы ты видел то, что видел я, и говорил с теми, с которыми говорил я, ты пришел бы к точно такому выводу».

Одним из направлений работы Вела было сотрудничество с так называемым «Офисом Хэйса», цензурным ведомством, которое внимательно следило за производством всех голливудских фильмов, чтобы на экраны не попало чего-то недостойного американской публики.

Самый известный конфликт, от которого Квентин Тарантино и Гай Ричи могут лишь растерянно почесать затылок, касается запрета на использование в фильме слова «черт» («damn»).

Вэл Лютон не надеялся на победу над «Офисом Хэйса», поэтому предложил заснять несколько вариантов заключительной сцены, где звучало принципиальное для истории сквернословия. Среди документов сохранились варианты реплики, которые предлагал Лютон.

И когда казалось, что шансов отстоять фразу уже не оставалось, руководитель «Офиса Хэйса» порекомендовал Лютону, чтобы Селзник обратился напрямую к главного цензора, что тот и сделал, подготовив справку из Оксфордского словаря английского языка и примеры использования слова «черт» в тогдашних периодических изданиях.

Незадолго до премьеры «Унесенных ветром» цензурные требования смягчили и в кино разрешили использование слов «ад» и «черт», но только если это необходимо и оправдано историческим контекстом.

1942. Люди-коты

Однако в историю кино Лютон вошел уже своим самостоятельным продюсерским талантом.

Это случилось, когда его пригласили возглавить команду, которая должна была делать дешевые фильмы ужасов, так называемые B-movie.

Условия были простыми — маленький бюджет, хронометраж в 75 минут и названия для фильмов выбирала студия.

Во всем остальном Лютон имел полную свободу.

Первым названием, которую заказали Вэлу, были «Люди-кошки», которые должны были соседствовать с фильмом «Человек-волк» — историей про оборотня.

Перед Лютоном встал вопрос, как с ограниченным бюджетом убедительно рассказать историю про оборотня. Решение было на поверхности — не показывать монстра вообще.

Главная героиня фильма Ирена Дубровная — сербский эмигрантка, в которую влюбляется душевный американец Оливер Рид.

Однако Ирена имеет тайну, она убеждена, что за любые проявления страсти может превратиться в пантеру, поэтому в первую брачную ночь муж предсказуемо остается за закрытыми дверями спальни.

Лента о оборотня на деле оказывается фройдистським исследованием страха женщины перед собственной сексуальностью. Простенький ужастик превратился в психологический триллер с изысканным визуальным рядом.

Ограниченные производственные возможности заставили авторов тщательно работать с тенями и звуком. И кинематографа открылась тайна, которая повлияла на все его дальнейшее развитие: больше всего пугает то, чего мы не видим.

Режиссер Мартин Скорсезе утверждает, что «Люди-кошки» по своему были столь же важными для развития кинематографа, как и «Гражданин Кейн», главный американский фильм всех времен.

Мастер литературных ужасов Стивен Кинг называет «Людей-кошек» лучшим жахастиком того времени. А через 40 лет вышел римейк, который беззастенчиво сосредоточился на еротизмові истории.

1943. Я шла рядом с зомби

За «Людьми-кошками» следовали еще восемь фильмов ужасов, которые стали классикой и каждый нашел преданных почитателей среди последующих поколений кинематографистов и зрителей.

Названия фильмов так же выбирала студия, а Лютон так же рассказывал истории, которые считал нужным.

В попытке повторить успех «Людей-кошек» Лютону заказали «Проклятие людей-кошек» и «Человека-леопарда».

В лентах, разумеется, не было ни проклятий, ни людей-зверей. Первый фильм оказался многогранной историей о взрослении и психологию ребенка. А «Человек-леопард» — жуткой и зловещей рассказом о предела человеческой жестокости.

Однако поражает то, что зритель, который пришел на ленту с названием «Корабль-призрак», а вместо этого увидел историю о природе тоталитаризма, не чувствовал себя обманутым.

В фильме с еще одним красноречивым названием «Я шла рядом с зомби» есть второстепенная героиня, которая служит определенным отзвуком самого Лютона.

Она живет на плантации в Вест-Индии среди малообразованного местного населения и тщетно пытается убедить их принимать лекарства.

Тогда женщина окружает себя обрядовой атрибутикой и, делая вид мистическое действо, звучит для них авторитетнее.

Ленты Лютона тоже корчат из себя мистическое действо, но на самом деле является исследованием темных уголков человеческой психики.

Умело балансируя между мистикой и реальностью, Лютон оставляет место для голосу разума, даже если тот не будет услышанным.

1952. Плохой и прекрасный

Лютон расширил творческие границы жанрового кинематографа, но признание критиков пришло несколько позже.

Вэл писал своей сестре: «Ты не должен сердиться на критиков… на самом Деле, это очень сложно для рецензента дать хороший отзыв на что-то, что называется «Я шла рядом с зомби».

Однако коллеги оценили успехи Лютона мгновенно и на экранах кинотеатров начали появляться десятки лент о женской «тваринність».

Впоследствии отклик нашли и другие идеи Лютона, в частности, в работах мастера саспенса Альфреда Хичкока, короля зомби-горорів Джорджа Ромеро, итальянских авторов Марио Бавы и Дарио Ардженто и даже самого странного из режиссеров современности Дэвида Линча.

Своеобразное признание пришло к Вела в 1952 году, в следующем году после его смерти. Ленты Лютона, разумеется, не претендовали на награды Американской киноакадемии, однако пять Оскаров получил фильм «Плохой и прекрасный», где история главного героя частично основывается на биографии Вэла Лютона.

Лютона должно порадовать, что его сыграл будущий Спартак Кирк Дуглас. В одной из сцен фильма продюсер и режиссер перебирают студийные костюмы пантер, они растерянно переглядываются и еще не осознают, что это начало замечательной карьеры, которая изменит историю кинематографа.

Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

  • Кино
  • Культура
  • США
Поделиться