Огромный утечка финансовых документов обнаружил, как могучие и ультрабогатые, включительно с теми, кто управляет состоянием британской королевы, тайно инвестируют огромные суммы в безналоговые оффшорные зоны.

Как свидетельствуют документы, министр торговли Дональда Трампа имеет долю в компании, которая работает с россиянами, которые попали под санкции США.

Утечка, получил название «Райские бумаги», включает 13,4 млн документов, по большей части принадлежат одной ведущей компании в оффшорных финансах.

Программа BBC Panorama вошла в команду с почти 100 медиаорганизаций, что взялись за расследование этих бумаг.

Как и с прошлогодним утечкой , эти документы были получены немецкой газетой Süddeutsche Zeitung, что созвала Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) для надзора за ходом расследований.

Находки, обнародованные в воскресенье, составляют лишь маленькую часть того, что еще раскроется в течение недели. Разоблачения коснутся налогов и финансовых сделок сотен людей и компаний, чьи имена упоминаются в полученных документах.

Много историй сосредоточены на том, как политики, транснациональные корпорации, знаменитости и богачи используют сложные системы трастов, фондов и «компаний-однодневок», чтобы защитить свои деньги от налоговиков или спрятать собственные дела за завесой тайны.

Подавляющее большинство транзакций при этом не содержит каких-либо юридических нарушений.

Среди других главных историй, обнародованных в воскресенье:

Другие медиаорганизации будут освещать и другие стороны истории, связанные с их регионами.

Как к этому причастна британская королева?

«Райские документы» показывают, что около 10 млн фунтов (13 млн долларов) из частных состояний королевы Елизаветы II инвестированы в офшоры.

Их в фонды на Каймановых островах и на Бермудах вкладывало Герцогство Ланкастерське, что обеспечивает королеву доходами и управляет инвестициями в рамках частной собственности в 500 млн фунтов стерлингов.

В этих инвестициях нет ничего незаконного, как и нет никаких свидетельств, что королева не платит налогов. Однако может возникнуть вопрос, стоит монарху инвестировать в оффшоры.

Незначительные инвестиции обнаружили в лизинговую компанию BrightHouse, которую обвиняли в стяжании на бедных, а также компанию Threshers — сеть британских магазинов, обанкротилась, задолжав 17,5 млн фунтов налогов и оставив без работы 6 тысяч человек.

Герцогство заявило, что оно не причастно к решениям, произведенных фондами, и нет никаких свидетельств того, что королева также имела любые сведения о частных инвестиции, сделанные от ее имени.

Герцогство также ранее заявляло, что уделяет «постоянное внимание любым действиям или упущением, которые могут негативно повлиять на репутацию» королевы, которая, заявили там, имеет «большой интерес» в своих состояниях.

Вилбур Росс и Дональд Трамп

Вилбур Росс помогал спасти Дональда Трампа от банкротства в 1990-х, и позже был назначен министром торговли в администрации господина Трапма.

Документы обнаружили, что г-н Росс имеет финансовые интересы в судоходной компании, которая ежегодно зарабатывает миллионы долларов, транспортируя нефть и газ для российской энергетической компании, среди акционеров которой — зять Владимира Путина и еще двое лиц, подпавших под российские санкции.

Находка еще раз поднимает вопрос о русских связях команды Дональда Трампа. Его президентство и так сопровождается обвинением в том, что Россия вступила в сговор с целью повлиять на итог прошлогодних президентских выборов в США, хотя он называет эти обвинения «фейковыми новостями».

Откуда происходит утечка?

Большинство информации происходит от компании под названием Appleby, юридической фирмы, зарегистрированной на Бермудах, которая помогает клиентам настраивать свою деятельность в иностранных юрисдикциях так, чтобы платить меньше налогов или не платить их вообще.

Ее документы, а также другие данные, в основном, из корпоративных реестров карибских юрисдикций, получило издание Süddeutsche Zeitung. Оно не раскрывает своих источников.

Издание говорит, что расследование представляет интерес для общественности, ведь до сих пор данные, полученные из офшоров, неоднократно уличали правонарушения.

В ответ на утечку компания Appleby заявила, что «удовлетворена отсутствием каких-либо показаний о любых правонарушениях — ни с нашей стороны, ни со стороны наших клиентов». Там добавили: «Мы не проявляем толерантность незаконное поведение».

Что такое оффшоры?

По сути это место, что находится за пределами законодательного регулирования любой страны, и куда компании или физические лица переводят деньги, доходы или доходы с целью снижения налогов.

Эти юрисдикции также известные как безналоговые зоны, или же оффшорные финансовые центры. Это в основном стабильные, тайные и надежные малые островные страны, при этом бывают очень разными в зависимости от того, как упорно они проводят проверки правонарушений.

Крупным игроком здесь является, в частности, Британия, и не только потому что многие ее заморских территорий и коронных владений являющихся оффшорными финансовыми центрами, но и потому, что много юристов, бухгалтеров и банкиров, которые работают в оффшорной сфере, базирующихся в Лондонском Сити.

Дело здесь и в ультра-богатых. Брук Гаррингтон, автор книги «Капитал без границ: менеджеры богатства и один процент», говорит, что оффшоры не для 1% самых богатых. Они для 0,01%. Состояние даже в около 500 тысяч долларов просто не покроют сборы, определенные в оффшорных схемах, говорит он.

Почему это влияет на нас и почему нам не должно быть безразлично?

Это много денег. Компания Boston Consulting Group утверждает, что в офшорах хранятся 10 трлн долларов. Это примерно равно ВВП Британии, Японии и Франции вместе взятых. В то же время такая сумма может оказаться еще довольно умеренным предположением.

Критики оффшоров говорят, что дело в основном в секретности, которая открывает двери для правонарушений, и неровности. Они также говорят, что действия правительств с целью прикрыть эти схемы часто бывают медленными и неэффективными.

Брук Гаррингтон говорит, что если богатые уходят от налогов, то платить их бедные вынуждены: «минимальная сумма, которой требует правительство, чтобы функционировать, и он компенсирует то, что недополучает от богачей и корпораций, за счет нас».

Меґ Гілльєр, депутат-лейборист британского парламента и председатель Государственного комитета бухгалтерского Британии заявила в комментарии BBC Panorama: «Мы должны увидеть, что происходит в офшорах. Если бы оффшоры не были тайными, тогда некоторые из этих вещей просто не могли бы произойти. Мы нуждаемся в прозрачности и мы нуждаемся, чтобы на это пролился свет».

Чем защищаются оффшоры?

Оффшорные финансовые центры говорят, что если бы их не существовало, не было бы никаких ограничений относительно того, какие налоги могли бы взимать государства. Они говорят, что не сидят на кучах наличности, а действуют как агенты, которые помогают перекачивать деньги по всему миру.

Боб Ричардс, который был министром финансов Бермудских островов, когда BBC Panorama брала у него интервью в рамках своего расследования, заявил, что это не его дело — собирать налоги других государств, и что государства должны разобраться с этим самостоятельно.

И он, и министр Острова Мэн Говард Куайле, у которого Panorama также брала интервью (Остров Мэн является коронным владением Великобритании и также играет значительную роль в слитых документах), отрицают, что их юрисдикции следует рассматривать как безналоговые зоны, поскольку они хорошо регулируются и полностью соответствуют международному законодательству финансовой отчетности.

Компания Appleby сама ранее заявляла, что оффшорные финансовые зоны «защищают людей, которые становятся жертвами преступлений, коррупции или преследований, пряча их от продажных правительств».

«Райские бумаги» — это огромная кипа слитых документов, в основном принадлежат офшорной юридической компании Appleby, вместе с корпоративными реестрами с 19 налоговых юрисдикций, что раскрывают финансовую деятельность политиков, знаменитостей, корпоративных гигантов и бизнес-лидеров.

13,4 млн записей были переданы немецкой газете Süddeutsche Zeitung, и спустя распространены с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ). Программа Panorama возглавила исследование этих документов от имени ВВС в рамках глобального расследования с привлечением почти 100 других медиаорганизаций из 67 стран. ВВС не знает источники слива документов.