В Лондоне нет маршруток и не нужно передавать за проезд. А час пик отличается лишь тем, что в давке чаще раздаются вежливые извинения и диалоги: «Я вас толкнул?! I’m so sorry!» «Sorry, это не ваша вина, а моя». В целом же, ездить по британской столице удобно и дорого.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

По некоторым оценкам в Лондоне самый дорогой общественный транспорт в мире. Хотя все относительно.

Для оплаты за проезд я использую Ойстер — бесконтактную транспортную карту. На нее можно покупать различные проездные или положить деньги и платить за разовые поездки. Ойстер действует на всех видах транспорта в пределах города, даже на поездах.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Еще можно рассчитываться обычной бесконтактной банковской картой или через мобильные приложения. Главное правило — делать это одним способом — на входе и на выходе со станции. Иначе — снимут максимальный дневной тариф.

Стоимость проезда зависит от того куда и когда вы едете. Час пик и центральная зона — самые дорогие. Для кого-то может быть выгоднее платить за разовые поездки, для кого — то- покупать проездные. Главное, сделать правильные расчеты.

И хоть здесь 11 линий и 270 станций метро, 675 автобусных маршрутов, плюс надземка, трамваи и Доклендське легкое метро без водителей — во всем этом транспортном лабиринте довольно просто ориентироваться — с помощью понятной навигации.

На каждой станции есть карты и схемы движения. Так же и на автобусных остановках. Кстати, на пешеходных переходах есть надписи, которые показывают, с какой стороны едут машины. Мне это очень помогло привыкнуть к левостороннего движения, что, скажу откровенно, было нелегко.

Какой транспорт самый дешевый?

Начнем с самого дешевого и самого медленного транспорта. Даблдекеры — автобусы с двумя этажами — определяют Лондон так же, как красные телефонные будки и почтовые ящики, Биг-бен и Тауэр.

Правда, автобусы не всегда красные — их могут полностью заклеить рекламой — и не всегда двухэтажные. Даже на некоторых маршрутах в центре можно оказаться в одноэтажном автобусе,. Но, по моему опыту, это скорее исключение.

В общем, это идеальный транспорт, чтобы увидеть город. С передних сидений на втором этаже открывается прекрасный вид — можно проехать и мимо Вестминстера, и через Тауэрский мост. А если вы едете маленькими извилистыми улочками Сити — то дыхание перехватывает, как будто на американских горках.

«Я всегда, подчеркиваю, всегда сижу на втором этаже на последних местах»,- сказал мне пожилой мужчина в твиди и с палкой, еще не переведя дыхание после крутого подъема по лестнице, когда я попыталась уступить ему место чуть ближе. Такие лондонцы в возрасте 60+ пользуются всем транспортом бесплатно.

Проезд в автобусе, независимо от транспортной зоны часа пик, стоит полтора фунта — это почти как одна чашка кофе. И если в течение часа от начала путешествия вы пересаживаетесь на другой — с вас не снимают дополнительные деньги.

И простая, но важная вещь — двери автобусов открываются наружу. Если вы были свидетелем ситуации «Откройте дверь, защемило ногу» — или что хуже, пострадавшим, то понимаете, насколько это критичная характеристика для транспорта. Вот так одно крепление может многое изменить для комфорта пассажиров.

Доступность для всех

А еще автобусы максимально инклюзивные. Выдвижной пандус дает возможность человеку на коляске заехать через центральные двери — на первом этаже для нее есть отдельное место, которое также могут использовать для детских колясок.

Треть станций метро и половина надземки тоже step-free, то есть на них можно попасть, используя лифты или пандусы. На некоторых станциях есть туалеты и комнаты, где можно перепеленать ребенка. Все это обозначено на карте, которую можно бесплатно взять в метро — или скачать в телефон.

Правда, здесь метро нельзя назвать самым надежным транспортом — который гарантирует, что вы точно никуда не опоздаете. Поезда могут остановиться посреди дороги и немного постоять — чтобы выровнять график движения или в ожидании зеленого света.

И на станциях приходится много двигаться — длинный переход ведет к еще одному и так далее. Как-то приехав на Паддінготон — тот самый вокзал, где нашли медвежонка из далекого Перу, я решила проехать еще одну станцию в метро, вместо того, чтобы пройти пешком. Надо было только перейти на другую линию. Но переход оказался таким длиннющим, что я бы быстрее дошла по улице, не пытаясь сократить путь в метро.

Паддингтон, как и другие вокзалы, в сочетании с подземкой и являются ключевыми транспортными хабами для тех, кто ежедневно приезжает на работу из пригородов. Что иногда может быть стрессо, несмотря на то, что железнодорожная сеть разветвленная.

От тех, кто живет за городом, я слышала нарекания на переполненные поезда и длительные задержки. А в экстремальных условиях — как вот когда прошлой зимой выпал снег — на железной дороге происходит настоящий транспортный коллапс.

И чем дальше от города — тем больше затраты. Годовые проездные могут стоить пятую часть дохода. Но в целом, британская железная дорога — это тема для отдельного разговора.

Спасти планету

Городские власти уже не первый год пытается побороть загрязнения воздуха в Лондоне и сделать транспорт зеленее.

Более трети автобусов здесь уже гибридные машины. Еще есть полторы сотни электробусов, что на самом деле немного от всего автопарка.

Кроме как использовать общественный транспорт, лондонцев призывают пересаживаться на велосипеды.

А с недавних пор водители автомобилей, въезжающих в центр города, должны платить еще и за выбросы — чем старее машина, тем больше. И если обычную плату за въезд в центр снимают только в будни с 7 утра до 6 вечера, то это — все время. Единственное исключение — 25 декабря.

Рождество в Лондоне — особый день. Здесь не ходит транспорт вообще. Не работает ни подземка, ни надземка, ни автобуса — ничего. Сначала, я не верила, что такое огромный город, где даже метро работает на выходных всю ночь — может вот так остановиться. А оказалось, еще как может.

Другие блоги серии «Как это в Британии» читайте здесь:

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

  • Британия
  • Транспорт