Мексиканский хлеб, которым угощают умерших

Каждый год в День мертвых мексиканцы пекут сладкий хлеб, чтобы угостить своих родственников, которые возвращаются из потустороннего жизнь.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

53-летний мексиканец Давид Рок Рейес Мартинес ежегодно в конце октября готовит pan de muerto «хлеб мертвых».

«Без хлеба не было бы Дня мертвых», — смеется мужчина, который выпекает хлеб с 12 лет.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Празднование Дня мертвых начинается 31 октября, когда семьи готовятся к возвращению духов умерших детей 1 ноября — День маленьких ангелов. На следующий день, 2 ноября, в День мертвых возвращаются души всех других родственников.

В ночь на 1 ноября люди посещают кладбища, чтобы украсить могилы близких людей и подготовить их к приходу духов.

Ежегодно, за несколько дней до торжеств, дом Рейеса наполняют запахи корицы и аниса, горячей печи и, в конце концов, свежеиспеченных булочек, которые он продает соседям.

Рейес выпекает хлеб ночью. Наслаждаясь тишиной, он взвешивает ингредиенты на весах, которым уже более века и которыми когда-то пользовался его отец, пекарь. Именно он научил Рейеса изготавливать хлеб.

Когда человек печет хлеб, он всегда думает о своем отце, который умер, когда Рейесу было всего 11 лет.

Ночью происходит много странностей, прежде всего, в этой поре года, когда духи мертвых, как верят мексиканцы, возвращаются в человеческий мир.

«Помнишь, как у нас буханка хлеба вдруг упала со стола?» — Рейес обращается к своей жене. Они были уверены, что это сделал покойный отец. «Эй, прекрати это, старик», сказали мы ему», — со смехом рассказывает жена Рейеса.

Разговаривать о смерти и духов в таком шутливом тоне — обычное дело для Мексики, где традиции празднования Дня мертвых остаются очень прочными.

Ежегодно в своих домах мексиканцы устанавливают алтарь, обложенный цветами, свечами, водой, хлебом и фотографиями своих умерших родственников.

Каждый предмет имеет свое назначение. Аромат цветов духов ведет к миру живых, свечи освещают путь. Хлеб и вода — чтобы утолить голод и жажду, когда они прибудут.

Любимые блюда и напитки умерших также кладут на алтарь, чтобы они насладились ими после возвращения.

Хлеб должны съесть живые люди. В некоторых семьях к трапезе приступают только после ухода мертвых предков вечером 2 ноября. Но Рейес и другие считают, что хлеб теряет свой аромат после того, как его попробовали духи.

«Это мистика, — говорит он. — Духи вроде бы забирают с аромат, саму суть еды».

Традиция печь хлеб мертвых не связана с ритуалами почитания мертвых во времена доколумбовой Америки. Дело в том, что много ингредиентов, необходимых для выпечки, прежде всего, пшеничную муку, до прихода испанцев в Мексике не было.

Как отмечают авторы книги «Мексиканские праздники: История, традиции, рецепты», когда испанцы пришли на мексиканские земли, набожные католики с ужасом обнаружили практику человеческих жертвоприношений.

Один обычай прежде всего вызвал отвращение. Сердце нетронутой клали в глиняный сосуд с амарантом и шаман, который возглавлял церемонии надкушував его, предлагая его богам.

Пытаясь устранить эту практику, вместо человеческого органа испанцы пекли хлеб, украшая его розовой глазурью, символизирующей кровь.

Когда впоследствии ацтеки согласились на заменитель, это стало признаком их медленного перехода к католицизму.

Сегодня в различных регионах Мексики до Дня мертвых выпекают разнообразный хлеб. Самый распространенный вид — сдобный сахаристый белый хлеб, с апельсиновой эссенцией и дополнительным слоем теста в виде костей.

В Оахаці выпекают сладкие булочки на основе яичного желтка, pan de yema, которые имеют очень насыщенный вкус. Булочки продаются в течение всего года. Но на День мертвых в рецепт добавляют немного аниса и корицы и украшают сдобу крошечными мордочками, caritas.

Это лица умерших, а булочка — их тело, считают здесь.

Лицо — белокожие, это сразу бросается в глаза. Как объясняют историки, они символизируют католических святых, что придает празднику еще один слой синкретизма.

В конце концов, мексиканский День мертвых пересекается с католическим Днем всех святых. Это прежде всего заметно в таких областях, как Пуэбло, примерно за четыре часа на север от Оахаки, где алтарь украшают белой атласной тканью и католическими иконами.

«Поскольку это День мертвых, мы должны убить тесто», — снова шутит Рейес. Он энергично замешивает тягучую смесь, растягивая ее и ударяя кулаками с невероятной силой.

Пока мы ждем, когда тесто встанет, Рейес рассказывает нам легенды, которые на День мертвых рассказывала ему бабушка.

Одна из них — поучительная история была мужа, который не верил, что духи возвращаются в мир людей. Несмотря на просьбу жены, мужчина упрямо отказывался ставить алтарь своим умершим родителям, оставляя им взамен два больших кактусы.

Он не верил, что они вернутся, и поэтому считал, что можно оставить что угодно.

Позже той ночью мужчина оказался на вершине холма над городом и увидел группу людей, которые шли один за одним. Подойдя ближе, он увидел, что они несут цветы, моле (шоколадный соус) и хлеб.

Вдруг он заметил среди них своих умерших родителей. Они с трудом тянули колючие кактусы. Муж расстроился и побежал домой, чтобы попросить прощения. Ежегодно после этого он создавал огромный алтарь для своих умерших близких.

«Вы видели мультфильм «Коко?» — вдруг спрашивает Рейес, завершая историю. Я улыбаюсь и утвердительно киваю головой.

«Это вполне правдивая история, — говорит он. — Умершие не умирают до тех пор, пока остаются в чьей-то памяти».

Когда тесто подошло, Рейес выкладывает на противень шарики разного размера. «Наименьшие — для ангелочков», объясняет он.

Положив булочки в духовку, пекарь мужчина улыбается: «Вот так, мертвые похоронены».

Воздух наполняет запах хлеба, что печется, от которого начинает вырабатываться слюна. Через некоторое время идеально выпеченные карамельно-коричневые булочки появляются на свет. Жена Рейеса подает приготовленный горячий шоколад.

Мы отрываем куски хлеба и мокаємо их в густую горячую жидкость. Корица и анис в сочетании с шоколадом придают блюду изысканного аромата.

«Этот рецепт — лучшее, что я получил в наследство», — говорит Рейес, отправляя в рот еще один кусок хлеба.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Поделиться