Узбекский метрополитен: подземный мир советской роскоши

Метро в столице Узбекистана Ташкенте считают одним из самыхкрасивых в мире. Недавнем милицейсвместный метрополитен впервые в истории разрешил фотографировать свои станции.

Удивительная роскошь

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

В советские времена, если население города превышало миллион, город приобретало право на строительство метро. Станции подземки, где ежедневно проходят десятки тысяч пассажиров, казались городским архитекторам тем местом, которое может украсить унылые будни советских людей.

1977 года столица Узбекистана Ташкент стала седьмым советским городом, где построили метро.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Для декорирования стен подземки пригласили художников и дизайнеров, которые должны были изобразить на них величественные сцены из истории Узбекистана и Советского Союза.

Некоторые станции украсили куполообразными потолками и плиткой с орнаментом, что напоминает узбекские мечети эпохи Шелкового пути. Другие украшены помпезными люстрами и мрамором как залы дворцов европейских монархов.

Издательство путеводителей Lonely Planet назвало ташкентское метро одним из самых красивых в мире.

История Шелкового пути

Станция «Алишера Навои», названная в честь известного узбекского писателя и художника, является одной из самых известных в ташкентском метро. Арочные купола и голубая плитка напоминают об истории Узбекистана времен Шелкового пути с его старинными мечетями и медресе.

Это — одна из центральных станций, где ежедневно проходят тысячи жителей и гостей столицы. Много кто фотографирует богатый декор помещения. До недавнего времени это было запрещено в узбекском метро.

От постороннего взгляда

Когда строили ташкентский метрополитен, его также планировали использовать как бомбоубежище на случай ядерной войны. Из-за опасения шпионажа и утечки важной военной информации и была запрещена фотография.

Однако и после падения СССР, когда к власти пришел бывший советский партийный лидер Ислам Каримов, запрет не отменили. Преемник Каримова Шавкат Мірзійоєв начал проводить реформы, стремясь привлечь в страну инвесторов и туристов.

Осознав, что метро может быть великолепной туристической достопримечательностью, в 2018 году правительство сняло с него статус военного объекта и отменил 41-летний запрет на фотографию.

На разные темы

Каждая станция ташкентского метро имеет уникальное убранство из мрамора, гранита, стекла, керамики и алебастра.

Много станций декорированные на определенную тематику, что отражается также и в их названии.

Например, станция «Космонавтлар» (на фото) на Узбекистанській линии, которая посвящена советским покорителям космоса, или станция «Пушкина» за несколько остановок от нее на Чилонзорьскій линии.

Космические гонки

На стене станции «Космонавтлар» — портрет Юрия Гагарина, первого человека в космосе. Гагарин и другие первые космонавты были одними из важнейших героев СССР. Их образ широко использовала российская пропаганда как символ величия советской власти и ее лидерства в космических гонках.

Рядом с портретом Гагарина — сюрреалистические изображения других известных космонавтов на фоне футуристического дизайна в голубых и темных тонах. Такие цвета видят астронавты, покидая атмосферу Земли.

Дух пролетариата

Вполне в духе советской эпохи немало станций прославляют труд пролетариата. Станция «Пахтакор» («Сборщица хлопка») украшена огромными мозаиками с изображением хлопчатника.

Советское правительство видел Узбекистан нацией по производству хлопка. После перестройки экономики республики и отвода рек Узбекистан давал свыше 70% хлопок в СССР.

Результатом этого стала экологическая катастрофа. Аральское море — некогда четвертое по величине пресноводное озеро мира — начало пересыхать. В пустынях, образовавшихся на его месте, остались ржаветь рыболовецкие флоты и портовые города.

Советские поезда

Однако под внешним шиком остается старая советская инфраструктура. Большинство поездов имеют вагоны класса 81-717 / 714, спроектированные в середине 1970-х и распространены в постсоветских метро других городов.

Поезд четыре вагона, которые обслуживают платформы длиной 100 м длиной.

По состоянию на 2013 год в узбекистанському метро ездят 168 таких узнаваемых синих советских поездов. Но медленно их уже заменяют новыми моделями.

Дешево и популярно

Поездка на метро стоит 1400 узбекских сумов (около 3,6 грн). Учитывая то, что минимальная заработная плата в Узбекистане составляет 527 тыс. сумов в месяц (1384 грн), подземный транспорт доступен многим жителям города.

Ташкентское метро постепенно расширяется: в 1984 году открыли вторую линию, а в 2001-м — третью. Третью линию продолжают строить, планируя в конце концов соединить северные районы с аэропортом на юге.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Также на эту тему

  • Культура
  • Архитектура
  • Транспорт
  • Постсоветские государства
Поделиться