1888 года Берта Бенц села за руль первого в мире автомобиля, чтобы доказать безопасность и удобство изобретения своего мужа. Более века назад Германия остается ведущим автопроизводителем мира и трендсетером автомобильной культуры.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

Эдгар Майер возвращает на средневековую дорогу вдоль Шварцвальда на юго-западе Германии.

Дорога такая узкая, что едва вмещает винтажный BMW Маєра. Единственные звуки, что несутся по воздуху, это — пение птиц и шум старого мотора.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Мы направляемся Мемориальным путем Берты Бенц. Это — маршрут, которым жена немецкого автопроизводителя Карла Бенца и ее сыновья-подростки проехали в августе 1888 года на первом в мире автомобиле с двигателем внутреннего сгорания.

194 км, которые Берта одолела от своего дома в Манхайме в дом ее матери в Пфорцхайме и обратно, символизируют отвагу пионеров автомобильной индустрии.

Она отправилась в поездку без ведома своего супруга Карла Бенца, сев за руль автомобиля Benz Motorwagen No 3.

Это была немного доработанная версия оригинального «Моторвагена» Карла, запатентованного в 1886 года — года, который вошел в историю как начало эпохи автомобиля.

Берта вложила весь свой свадебный приданое в новаторский проект мужа, но компания «Моторваген» переживала трудные времена.

Чиновники запретили использование авто на дорогах Манхайма после неудачного тест-драйва. Тогда лошади, сахнувшись грохота двигателя, едва не затоптали зрителей.

Итак, нелегальная поездка за рулем «Моторвагена» была, с одной стороны, радикальным заявлением о том, что он был вполне безопасным и пригодным для использования, а с другой — тайным посланием Карлу, которое должно вдохновить его продолжать дело.

«Карл придумал автомобиль не сам. Это было детище их с Бертой команды. Они оба верили в «Моторваген» и работали над ним вместе», — рассказывает Майер, бывший руководитель отдела продаж Mercedes-Benz, который в 2008 году составил карту маршрута Берты.

«Я хотел отдать дань ее месту в истории, она этого заслуживает», — объясняет мужчина.

Во времена, когда еще не существовало ни дорожных карт, ни GPS, Берти приходилось ориентироваться на местности с помощью рек и железнодорожных путей.

Когда я представляю, как она подпрыгивала почерневшей мостовой в легкой двоколці на деревянных колесах с четырехтактным двигателем мощностью 2 к.с., я понимаю, какой смелой была эта женщина.

А также немного сумасшедшей. Возможно, именно благодаря этому ее план удался.

Исследуя место Германии в истории автомобильного строительства, я поехала на индустриальный юг страны.

Земли Баден-Вюртемберг и Бавария, где расположены производители культовых немецких автомарок, изобилуют музеями и памятниками автомобильной культуры.

«Если исследуешь страну в определенном ракурсе, например, с точки зрения ее автомобильной истории, открываешь ее заново», — говорит Майер.

Автомобильное путешествие Берты начала сутки автомобиля. Вместо того, чтобы оказаться на свалке истории, уже в конце 1888 года первый Motorwagen No 3 сошел с конвейера и поступил в продажу.

А на начало 1900-го Benz & Cie стали крупнейшим автопроизводителем в мире.

Но и теперь, более века спустя, Германия остается лидером автомобильной индустрии и культуры.

Согласно исследованию немецкого аналитического центра Friedrich-Ebert-Stiftung 2018 года, более половины пассажирских транспортных средств в Европе и почти две трети всех авто премиум-класса в мире, выпущенных в 2016 году, были спроєктовані немцами.

Вопрос — почему?

«Можно сказать, что-то было в воздухе во всей Европе», — говорит Герхард Хайдбрінк, сотрудник Корпоративного архива Mercedes-Benz.

Он имеет в виду механизацию, которой увлеклись первые индустриальные страны Европы — Великобритания, Франция и Германия.

Тем временем в Баден-Вюртемберге и Баварии новые законы о наследстве на землю сделали семейное сельское хозяйство невыгодным. Поколениям фермеров пришлось думать, как заработать себе на жизнь.

Поэтому, когда Карл Бенц получил диплом и начал работать инженером-механиком, он оказался в окружении коллег-изобретателей в регионе, что на то время стал колыбелью предпринимательства и тяжелой промышленности.

Конечно, не обошлось и без определенных черт немецкого менталитета — Leidenschaft (страстного увлечения) и Detailverliebtheit (внимание к деталям).

Ведь не зря корпоративное лозунг Готлиба Даймлера — создателя Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG), сегодня Daimler AG, и создателя бренда Mercedes-Benz — и его соратника по бизнесу Вильгельма Майбаха звучало как Das Beste oder nichts, то есть «Лучшее или ничего».

С развитием индустрии компании возникали и исчезали, объединялись или разъединялись. Вражда между соперниками то вспыхивала, то утихала, как между главными конкурентами — компанией Benz, которая базировалась в Манхайме, и Daimler в Штутгарте, которые наконец объединились в 1926 году.

Это, однако не означает, что дух соперничества между ними исчез окончательно. «Если вы не хотите неприятностей здесь, никогда не говорите, что автомобиль изобрел Daimler «, — шутит экскурсовод Технологического музея в Манхайме, но в этой шутке лишь доля шутки.

Атмосфера жесткого соперничества, однако, стимулировала новаторство.

Типичным пионером индустрии на юге Германии был Tüftler (изобретатель-самоучка), который упорно двигался к безупречности методом проб и ошибок, объясняет Франк Юнг, глава архива Porsche AG.

«Ведь тот, кто не стремится к совершенству, не экспериментирует все время со своим ремеслом».

В немецких автомобильных музеях начинаешь понимать, какое количество вещей немцы сделали первыми.

Это и карбюратор Даймлера и Майбаха, который позволил использовать бензин как топливо. И первый Mercedes 35 PS компании Daimler, который в 1900 году представил форму и концепцию современного автомобиля.

И легендарный Porsche 356 1948 года, вдохновленный простотой дизайна немецкого Баухауса.

И первый концептуальный электромобиль BMW 1972 года, и Audi A8 — беспилотный автомобиль с усовершенствованной навигацией 2019 года. И много-много другого.

Кроме вспышки французской изобретательности в 1890-х годах, немецкие производители остаются в фарватере отрасли. «Инновации и роскошь всегда идут бок-о-бок», — объясняет это Хайдбрінк.

Например, ежегодно работники Audi AG во всем мире добровольно подают тысячи идей для совершенствования производства.

Многие из этих предложений в конечном итоге реализуют на Audi Forum Ingolstadt, всемирной штаб-квартире и главном заводе автогиганта, который расположен на север от Мюнхена.

Немцы не скрывают своей страсти к автомобилям — они их производят, совершенствуют, наслаждаются ими и с наслаждением ездят на них.

«Германия летом — это совершенство прекрасного», — писал Марк Твен о своем путешествии юго-западом страны.

За своим лобовым стеклом я вижу идеальный для автомобильного путешествия пейзаж — желтые рапсовые поля, живописные холмы с замками, случайные заплаты обильного леса и средневековые городки с фахверковыми домиками.

Безупречный автобан, рассекает эту красоту на две половины, — бесспорный повод для немцев наслаждаться своими изобретениями.

Автомобиль для немца — это не просто средство передвижения, это часть культуры, отмечает Винфрид А. Зайдель, основатель Автомобильного музея доктора Карла Бенца в поселке Ладенбург, где и поселилась семья автопроизводителя.

«Мы нация коллекционеров, и я вижу на дорогах много ценных моделей», — говорит он.

Путем из Ладенбурга до Мюнхена, где расположена штаб-квартира Группы BMW, я проезжаю участок дорогу, известную как «Романтішштрассе» или Романтическая дорога. Это — живописный путь длиной примерно в 350 км сквозь Баден-Вюртемберг и Баварию.

Посетив шоурум BMW Welt и музей BMW в Мюнхене, я с восторгом уселась за рулем арендованного мной Volkswagen Tiguan и выехала на огромный автобан с намерением выжать из него максимальную скорость.

К своему удивлению, я обнаружила, что ограничения скорости на немецких дорогах таки существуют. Но как интересно было увидеть это не какому-то дорожному знаку, а непосредственно на панели моего «Фольксвагена». Такую технологию я вряд ли увижу в ближайшие годы в любой конторе проката авто у себя в Канаде.

Спустя более чем сто лет после того, как Берта Бенц совершила свою революционную автопутешествие, немцы все еще находят способы усовершенствовать ее.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.

Также на эту тему

  • История
  • Германия
  • Технологии
  • Общество