Как это в Швеции: «либеральный (не) карантин» — почему он работает

d85a09d8a376c8004432e65a5754b056

В Швеции уже 3,5 тысячи инфицированных коронавирусом и более 100 смертей от коронавірусної болезни. Почему же тогда нет карантина? Об этом в блоге рассказывает украинка по происхождению, а ныне — жительница Гетеборга, Лилия Макашовый.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [3]);
}
})();
/**/

Под вечер одного из рабочих дней я прочитала, что Швеция вводит новые ограничения для кафе и ресторанов — обслуживание только столов с «достаточным» дистанцией между ними. Если не соглашаются — закрытия. Вот так радикальное ограничение, подумаете вы.

Но на самом деле доступны места, где люди обедают в Швеции, — это всегда формат столовой, то есть очередь и поднос или же вообще только take away. Официанты и чтение меню — атрибуты ресторанов, в которых на бизнес-ланчи не ходят.

/**/
(function() {
if (window.bbcdotcom && bbcdotcom.adverts && bbcdotcom.adverts.slotAsync) {
bbcdotcom.adverts.slotAsync(‘mpu’, [1,2]);
}
})();
/**/

Поскольку официального карантина в стране нет, а мой интернет дома не извлекает никакой видеоконференции, я иногда прихожу готовиться к своих семинаров до городской библиотеки, здания, которая является прекрасным примером скандинавской архитектуры, а кафе — местом, где всегда можно было вкусно и недорого поесть.

Придя туда снова, я была уверена: единственное, что они мне там предложат, будет кофе с собой. Но нет, ничего не изменилось — столы стоят так же близко, еда на месте. Единственная новинка — объявление на столе перед кассиром с просьбы держать дистанцию в очереди и дезинфектор для рук.

Хорошо, подумала я тогда и начала присматриваться к людям вокруг. Большинство из них такие как я — студенты, которые с началом онлайн-обучения приходят сюда делать групповые задания. Онлайн онлайном, но работа в группах — это краеугольный камень шведской образования и его никто не отменял.

Другая же группа людей — пенсионеры, которые так же как и раньше приходят сюда общаться, читать газеты и играть в шахматы. Те, кого стало здесь на самом деле меньше, — это родители с младенцами, и лишь через это теперь в библиотеке где-где, но все же можно найти свободный стол.

Охота за туалетной бумагой

Псевдокарантин в Швеции может сделать ее для кого-то страной контрастов. Бары, кафе и рестораны работают, и людей там не очень стало, но университеты — на карантине. Спортзалы, бассейны и СПА не закрыты, но в автобусах первые двери не открываются и за полтора метра до водителя все отгорожено предупредительной лентой.

Я тоже, как и люди в других странах, несколько недель назад охотилась на туалетную бумагу. Нашла с третьей попытки и забрала предпоследний пакет. Но это было несколько недель назад, а сейчас полки с туалетной бумагой в магазинах снова полны, а предыдущую панику, вызвали новости из Британии.

Хотя карманный антисептик, например, купить сложно: во многих аптеках он закончился, а в те, которые до сих пор еще что-то имеют, продают по одному в руки.

В общем шведы, возможно, благодаря своему спокойному темпераменту, достаточно хорошо переносят такую либеральную форму карантина. Работать дома, что, кстати, не является требованием, а только опцией, — для многих из них это просто возможность провести время с семьей и детьми.

Без розовых очков

При этом не стоит думать, что шведская власть кормит местных розовыми рассказами типа «там вирус».

Швеция, в отличие от Украины и многих других стран, была одной из немногих, которая имела собственного государственного эпидемиолога все это время.

Если кратко, позиция правительства такова: мы контролируем ситуацию и статистически мы выглядим хорошо, даже на фоне стран с настоящим карантином; на этот момент ситуация не настолько плохая, как мы ожидали, медицинские учреждения готовы к вспышке; спортзалы не закрыты, потому что для большинства людей спорт — это способ оставаться здоровым и жить по графику; бары и рестораны пока работают, потому что мы не хотим жесткого падения экономики, мы ожидаем вспышки вируса и затем введем новые ограничения.

Достаточно честно и прямолинейно, не так ли?

Что же касается официальной статистики, то первой инфицированной здесь оказалась женщина, которая приехала из Уханя, ее изолировали еще 31 января, а данных, что она кого-то заразила, нет. Больше инфицированных в Швеции стало уже после возгорания в Италии.

Кстати, Швеция — одна из стран-лидеров в мире по количеству протестированных на коронавирус. На данный момент известно о почти 3,5 тысячи инфицированных и 102 летальные случаи.

Показатель четырехзначные и трехзначные. Почему же тогда нет карантина, спросите вы. В Швеции доверие к правительству и традиция не паниковать развиты на достаточно высоком уровне, и это действительно работает. А держать дистанцию и не подходить ближе, чем на метр, это вообще часть ДНК шведов.

По иронии судьбы, шведы, а особенно жители Гетеборга, где я и живу, видели солнце, возможно, всего лишь несколько дней за всю зиму по три часа в день максимум. Шел дождь, а на улице нельзя было идти по прямой, потому что ветер просто сносил.

И теперь весь март солнце почти ежедневно и стабильно не меньше +7. Никто не может запретить шведу после зимы выйти погреться на солнышке. Я думаю, что если закроются кафе, они тогда просто будут сидеть на улице, зажмурив глаза от солнца и попивая свой кофе из термоса.

«Это пока что работает»

Однако, как и ситуация с туалетной бумагой, новости из Европы все же влияют на образ жизни шведов. Многие из них, даже если очень хотят встретиться с друзьями, теперь предпочтут не бара, а встречи дома в небольшой компании. Это можно увидеть по гораздо больших очередях в Systembolget (это шведский государственный алкогольный монополист), где люди покупают алкоголь домой.

Не очень шумная ныне Andralanggatan (улица с барами и ресторанами в Гетеборге) в семь вечера выглядит очень странно и нетипично пусто, а в заведениях сейчас можно протолкнуться даже в вечер пятницы — нереалистичная ситуация при нормальных условиях в Гетеборге.

Шведский принцип, который здесь популярен во многих отраслях — это индивидуализм. Это значит, что даже если ультимативных требований от правительства не поступает, решения принимаются на личном уровне. И опять же, это работает.

Меня, например, пригласили на две большие вечеринки до дня рождения на этой неделе, но их отменили из-за пандемии. Несколько моих знакомых самоізолювалися еще до кризиса с туалетной бумагой, потому что знают, что они — в группе риска. Еще несколько не поедут на Пасху встретиться с семьей, потому что не хотят рисковать здоровьем старших.

Даже без жестких мер люди слушают рекомендации, читают сайт местного Минздрава и принимают собственные взвешенные решения. Это тоже пока работает.

Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Также на эту тему

  • Самоизоляция
  • Швеция
  • Коронавирус
Поделиться