Как на меня, большинство украинских женщин, на самом деле разделяют базовые принципы феминизма.

Мы стремимся достойно зарабатывать, иметь защиту от домашнего насилия и распределять домашние обязанности со своими мужчинами.

Но, несмотря на это, многие женщины все еще враждебно относятся к феминисткам.

Поздравляю, ты — феминистка!

Несколько месяцев назад мы сидели со знакомой в кафе и обсуждали акцию #metoo, что наделало немало шума в соцсетях.

Воспоминания о подростковых впечатлениях от навязчивых ухаживаний в общественном транспорте перешли на разговоры о работе и семейные обстоятельства (знакомая жаловалась на мужа, который даже тарелку после себя не хочет помыть).

Елена Павленко

И тут прозвучала эта сакраментальная фраза.

— Нет, я, конечно же, не феминистка, но….

А далее она озвучила несколько основных феминистских постулатов.

Оказалось, что она — за равную оплату труда, и была бы совсем не против, если бы муж хотя бы иногда готовил ужин, ее бесит, когда коллеги шутят о блондинках за рулем.

Но страшное слово «феминистка» ее пугало. У феминизма, как общественного движения, не слишком хороший имидж в Украине.

Поэтому я считаю нужным «на пальцах» объяснить, что феминистки — это не какие-то чертовки с рогами, мечтают загнать всех мужчин в гетто.

Феминистки — это большинство из нас.

Право на достойную зарплату

Равная оплата труда — это то, с чего начинался феминизм в середине XIX века. Прошло 150 лет, а воз и ныне там.

Украинка зарабатывает на 27% меньше, чем украинец. По данным Госстата, на протяжении первой половины 2017 работник-человек в Украине в среднем зарабатывал 7779 гривен в месяц, а женщина — лишь 6243 гривны.

Но почему творится такая несправедливость? Сторонники патриархата говорят, будто мы сами не хотим работать больше, а вместо этого стараемся уделять время семье.

Посмотрим на цифры. По данным Бюро гендерных стратегий и бюджетирования, ссылаются на исследование Госстата 2016 года, средний рабочий день мужчины длится 7 часов 48 минут, рабочий день женщины — 8 часов 39 минут.

Я не знаю ни одного человека — мужчины или женщины — которая, будучи в здравом уме, выбрала бы такой вариант: работать больше и зарабатывать меньше.

После работы часть мужчин садятся к ноутбуку гонять в танки, а женщина становится к плите. Елена Павленко

Просто женщинам гораздо труднее найти работу. Если вы женщина, то, наверное, как и я, хотя бы раз слышали от работодателя вопросы вроде: «А когда в декрет?».

Их можно понять. Дети в Украине — это, в основном, проблема женщин. Если бы у нас, как в Швеции, декретный отпуск обязательно разделяли бы между отцом и матерью, таких вопросов просто не возникало бы, женщин охотно назначали бы на высокие должности.

А так получается, что женщины, отчаявшись в возможности найти нормальную зарплату, соглашаются на худшие условия.

В декабре прошлого года в своем аккаунте в Twitter министр юстиции Павел Петренко привел такие цифры: три миллиона детей воспитываются в неполных семьях, преимущественно — материнских. 600 тысяч из них не всегда получают алименты вовремя.

Сейчас невозможно посчитать точно, сколько именно детей воспитывают мамы, скольких — только папу, а скольких — бабушки с дедушками, потому что последняя перепись населения в Украине проводилась в 2001 году. Тогда материнских семей насчитывалось 76,3 % от всех неполных, родительских — 2%, другие дети из неполных семей воспитывались другими родственниками.

Поэтому нет ничего необычного, что женщина, которая не имеет чем кормить свое дитя, согласится на любую зарплату и условия труда.

Если вас такая ситуация возмущает, поздравляю, вы — феминистка.

Право на отдых

Чтобы получить достойную зарплату, нужно постоянно развиваться в своей профессии и получать новые знания, учить языки, читать профессиональную литературу. Но есть ли у женщин время на такие вещи?

По данным того же исследования Всемирного банка, украинка ежедневно тратит почти 5 часов на неоплачиваемый труд — приготовление пищи, уборка, уход за детьми.

Мужчины уделяют домашним делам всего полтора часа ежедневно.

Более миллиона украинок страдают от домашнего насилия, но только 10% из них обращаются в полицию. Жертве домашнего насилия просто некуда идти. Елена Павленко

После работы часть мужчин садятся к ноутбуку гонять в танки, а женщина становится к плите.

Если вы считаете это несправедливым, поздравляю — вы феминистка.

Все мои знакомые замужние женщины с детьми очень мало спят меньше шести часов в сутки. О каком повышении квалификации здесь может быть речь?

Представьте, сколько бы мы успевали, чтобы наши мужчины взяли на себя, например, уборку?

Право на жизнь

Эксперты Институт демографии и социальных исследований в работе «Экономические последствия насилия в отношении женщин в Украине 2017 года» по заказу Фонда народонаселения ООН, указывают, что в Украине в прошлом году 600 женщин погибли от последствий гендерно-обусловленного насилия (это не прямой подсчет, а статистическая оценка, полученная с помощью специальных расчетов).

В том же исследовании приводятся и такие данные: более миллиона украинок страдают от домашнего насилия в той или иной форме, но только 10% из них обращаются в полицию.

И вовсе не потому, что им просто нравятся пинки. Жертве домашнего насилия просто некуда идти.

После визита полицейских несчастная женщина остается в тех же условиях один на один с насильником, или где искать спасения. А в Исландии, например, насильника принудительно отселяют от жертвы.

Если вам не нравятся побои, и вы не считаете, что женщины и дети сами виноваты в том, что их бьют, если вы поддерживаете создание приютов для жертв семейного насилия и реальных наказаний для насильников — поздравляю, вы феминистка.

Итак, если вы, как и Конституция Украины, считаете, что у людей «не может быть привилегий или ограничений по признакам пола», то вы — феминистка или профемініст.

Другими словами — вы нормальный человек, разделяющий ценности современной евроатлантической цивилизации и стремитесь жить по законам и нормам XXI века, а не Средних веков.